Взаимодействия доу и семьи по экологическому воспитанию. Консультация на тему: Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача - показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Что включает в себя понятие «экологическая культура»?

Экологическая культура -

это знания,

практические навыки,

Эстетические переживания

эмоциональное отношение

Практические поступки и поведение детей

(сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).

Основные задачи своей работы мы видим в следующем:

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

объединить усилия для развития и воспитания детей;

создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются :

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

Педагог - родитель

педагог - ребенок - родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Всю работу надо проводить дифференцированно. Необходимость индивидуального подхода определяется также следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим.

Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание .

Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Анализируя проведенные родительские собрания, наш коллектив педагогов пришел к выводу, что нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. Поэтому в течение нескольких последних лет педагоги разрабатывали проекты собраний в форме дискуссий, КВН, диспутов.

При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Экология и дети» сначала мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание начали с КВНа между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие.

В детском саду проводятся родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Не просто сказка», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе».

Такую форму работы, как консультации на экологическую тематику, можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. Можно на консультации показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать вместе с детьми дома сделать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д.

В группах проводятся консультации: «Экология здоровья», «Не рвите цветы, не рвите!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Поэтому мы предлагаем в родительских уголках такую форму работы как серия наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами - одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения . В этом поможет совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе .

Например.

Лекарственные растения - это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.

Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их - браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг - не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.

Ягоды - источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей в природе, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Для приобретения опыта поведения в природной среде мы используем такую форму работы как создание экологических ситуаций , решить которые предлагается родителям вместе с детьми дома.

Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа?

На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

Дайте оценку этому поступку.

Лестничный марш среднего подъезда детского сада посвящен «Безопасности детей», в том числе и правилам поведения в природе.

Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях экологической направленности, помогает участие в общегородских акциях «Покормите птиц», «День Плюшкина». Родители с удовольствием мастерят с детьми дома кормушки, собирают макулатуру, пластиковые бутылки, картон.

В 2011 году мы провели акцию «Очистим природу от пробок». Результатом которой стала «Тропа здоровья из пробок», необходимая детям для формирования правильной осанки, развития желания заниматься на свежем воздухе босиком. Основными средствами оздоровления на тропе выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода.

Установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.

Традиционным и важным для всех участников педпроцесса нашего детского сада является участие родителей в театрализованных играх экологического содержания, в которых родители и дети являются равноправными участниками «В весенний лес за приключениями», «Осень, осень в гости просим», «Праздник урожая», «Мисс Осень».

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

В детском саду проводятся конкурсы, в которых участвуют родители, дети и педагоги: «Чудеса с грядки», «Пёстрый мир бабочек», «Новогодняя елочка», «Вторая жизнь вещей», «Волшебная коробочка», «Страна необычных цветов» - эту выставку вы видите сейчас.

На стенде «Руки папы, руки мамы и мои ручонки» выставляются работы детей и родителей на темы: «Лето, лето, лето - ты какого цвета?», «Чудо – дерево», «Мир на моей ладони», «Загадки – отгадки», Моё любимое дерево – клён», «Природа вокруг нас», экологический плакат «Тропинками природы».

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей . Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.

В помощь родителям выпускается внутренняя газета детского сада «Незабудка». Каждый номер газеты посвящается определенной теме: например «Экология и дети», «Природа дивной красоты», «Растения в нашей жизни».

Интересная форма работы с семьей - педагогические ширмы , в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же воспитатели предлагают родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме помещаются и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого. Например. На асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?

Важные моменты:

все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки.

Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.


КУРСОВАЯ РАБОТА

Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников

Введение

Глава 1. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ

1 Цели и задачи экологического образования дошкольников

2 Занятия как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ

Глава 2.Взаимодействие ДОУ и семьи

1 Формы взаимодействия

2 Методика взаимодействия с семьёй

Глава 3. Практическая часть

1 Констатирующий эксперимент

2 Формирующий эксперимент

3 Контрольный эксперимент

Заключение

Приложения

Введение

Актуальность. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Цель исследования - рассмотреть проблему экологического воспитания и образования дошкольников.

Задачи исследования:

Определить цели и задачи экологического образования дошкольников.

Проанализировать занятия как основную форму организации экологического воспитания в ДОУ.

Изучить опыт взаимодействия ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников.

Объект исследования - процесс экологического воспитания дошкольников.

Предмет исследования - проблемы экологического воспитания и образования в ДОУ.

Гипотеза - в основу дипломной работы положено предположение о том, что эффективность экологического воспитания дошкольников достигается при взаимодействии семьи и ДОУ.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Николаева С.Н., Коломина Н.В., Голицына Н.С. и других.

Глава 1. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ

1.1 Цели и задачи экологического образования дошкольников

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей .

Формулировка цели, задач во многом определяет и содержание образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области экологического образования И.Д. Зверев, до настоящего времени нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического о

Авторы: Пафнучева Лариса Владимировна, Шматкова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №173 "Детский сад присмотра и оздоровления"
Населённый пункт: город Кемерово Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей"
Дата публикации: 20.04.2017
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ №173»

Совместная работа детского сада и семьи

по экологическому воспитанию детей

(методическая

разработка)

Выполнил: Пафнучева Л.В.

г. Кемерово 2016 г.

Введение..................................................................... 3-4

1. Перспективный план проекта_.................................5-7

Заключение................................................................. 8-9

Литература.................................................................. 10

Приложение 1 Консультации для родителей...........11-15

Приложение 2 Анкета для родителей 16

Приложение 3 Проект с родителями «Прогулки по лесу» 17-20

Проект «В гости к животным» 21-23

Фотоотчет по проекту «Экологическая азбука» 24-32

Введение

Актуальность проекта

Природа является источником первых конкретных знаний и радостных

переживаний,

запоминающихся

природой пробуждает интерес к окружающему миру, формируется умение

делать открытия и удивляться им.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является

одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь

на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу –

воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый

внимания.

проблемы

актуальными?

деятельности

человека

безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная,

ведущая к нарушению экологического равновесия.

Проект «Экологическая азбука» направлен на то, чтобы активизировать

деятельность родителей в этом направлении, помочь закрепить полученные

знания детей в дошкольном учреждении.

Цель проекта : формирование начал экологической культуры, становление

осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к

людям, охраняющим ее.

Задачи проекта:

Формировать

бережное

отношение

существам, в процессе общения с ними.

Формировать

наблюдения,

экспериментирования

процессе

поисковой познавательной деятельности.

Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической

культуры.

Срок реализации проекта – долгосрочный – 1 год.

Этапы реализации проекта подготовительный, основной, заключительный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Формы реализации проекта:

Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической

компетентности.

Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме,

консультации и сообщения экологической направленности для родительского

Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах.

Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на

участке и в уголке природы.

Использование научно-популярной методической литературы по проблемам

экологического воспитания.

фотогазет,

экологических

альбомов,

плакатов,

передвижек.

Ожидаемые результаты:

Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;

Повышения

активности

родителей

организации

проведении различных экологических мероприятий;

Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города,

охране природы.

Перспективный план проекта по работе с родителями

Октябрь «Лес – наше богатство»

1. Анкетирование «Экологическое воспитание детей»

2. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию

в проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием

на тему «Берегите природу».

3. Акция «Вырасти зеленого друга».

4. Семейный проект «В гости к животным!»

5. Консультации «Лечебные свойства кедра»

6. Представление семейных гербариев «Растения своего сада, участка, двора»

7. Выставка литературы для родителей.

Ноябрь «Животные наших лесов»

1. Выставка рисунков, фотографий «Животные наших лесов»

2. Оформление альбома по фотографиям «Животные России»

3. Викторина с родителями «Знатоки дикой природы»

4. Листовки «Помни правила поведения в природе!»

5. Пополнение библиотеки группы книгами о животных.

6. Презентация книги для родителей «Красная книга Кемеровской области»

Декабрь «Наши пернатые друзья»

1. Акция «Помоги птичке!» (Изготовление кормушек)

2. Заготовка корма для птиц.

3. «Клуб выходного дня» – провести совместно с родителями экологические

прогулки по Комсомольскому парку.

4. Разучивание стихотворений о птицах.

5. Консультация «Экологическое воспитание в семье»

Январь «Мусор – проблема № 1»

родителей:

информировать

взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для

переработки.

Подготовка

разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).

2. Провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по

3. Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к

сбору пластиковых отходов).

Февраль «Волшебница вода»

1. КВН «В гости к Родничку»

2. Родители совместно с детьми организовывают опытно – экспериментальную

деятельность в домашних условиях.

3. Сочинение экологических сказок о воде.

4. Консультация «Реки нашей области»

Март «Лекарственные растения»

1. Консультация «Лекарственные растения Кузбасса»

2. Составление книги – альбома «Интересные факты из жизни растений»

3. Прослушивание выступление врача – педиатра на родительском собрании

«Польза фито чая для организма»

4. Листовки «Правила сбора лекарственных растений»

5. Участие родителей в мероприятиях посвященных «Дням экологической

защиты» (март – июнь)

Апрель «Весна пришла!»

1. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А город чистый?»

2. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по

уборке территории детского сада.

3. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый

4. Семейный проект «Прогулки по лесу»

Май «Будь природе другом»

1. Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!».

2. Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием

родителей «Береги природу»

3. Пополнение видеотеки «Это интересно. Из жизни природы».

4. Выпуск газеты «Будь природе другом».

Заключение

В работе с родителями в рамках проекта использовались разные

направления. Работа велась параллельно как с родителями, так и с детьми.

Эффективной формой работы с родителями были педагогические ширмы, в

которых родителям давались чёткие, конкретные, практические советы по

узкой теме. Например, познакомили детей и родителей с лекарственными

растениями,

занесенными

Кузбасса,

применению лекарственных растений в период простудных заболеваний.

Такую тему проекта, как «Дикие животные нашей полосы» мы начали с акции

«Подари книгу детскому саду» - пополнили библиотеку группы книгами из

домашней библиотеки. Так в группе появилась «Красная книга Кузбасса»,

книга «Животные средней полосы России».

В течении года постоянно привлекали родителей к участию в конкурсах и

выставках. В группе заранее вывешивалось яркое, красочное сообщение о

проведении

мероприятия.

Родители

оставались

равнодушными:

совместно с детьми участвовали в конкурсах рисунков, готовили вместе с

детьми поделки из природного материала, приносили из дома фотографии для

участия в проектах.

Активное

родители

составлением

«Волшебница вода» - сочиняли совместно с детьми экологические сказки.

Хорошей традицией стала забота о зимующих птицах, ребята совместно с

родителями изготавливали кормушки, приносили из дома корм для птиц.

остается

внимания.

Взрослые

награждаются подарками, благодарственными письмами.

В помощь родителям по экологическому воспитанию оформляется папка –

передвижка,

помещаются

словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Информация на

стенде меняется каждый месяц.

Воспитатели регулярно беседовали с родителями, давали каждому

рассматривать картины и иллюстрации, знакомится с природой родного края

через средства массовой информации. Разные формы работы с детьми давали

возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у

показать,

необходимы

формирования

экологической культуры.

результате

проделанной

положительные

результаты:

– сформированы начала экологической культуры у детей;

– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям

природы, экологическое мышление;

– дети учатся практическим действиям по охране природы;

– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении

экспериментировать, анализировать, делать выводы;

появилось

общаться

природой

отражать

впечатления через различные виды деятельности.

Мы постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас

с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек -

таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети,

когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Список литературы

1. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное

планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие.

Мозаика-Синтез, 2006. - 90 с.

экология:

Программа

экологического

образования

дошкольников.

– М.: ТЦ Сфера, 2009. -80 с.

Каменева

Кондратьева

Методика

экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие.

Детство-Пресс, 2007. - 180 с.

4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.

Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-100 с.

5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников

Учебное пособие. – М.: Академия, 2009. 120 с.

6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.

– М.: Академия, 2002.- 120 с.

Николаева

Экологическое

воспитание

дошкольников

Педагогика. 2007. - № 5. - 22-27 с.

Программа

экологического

образования

[ Те кс т ]

Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.- 150 с.

9. Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников

Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - 47-49 с.

Приложения

Приложение 1

Консультации для родителей:

«Чтобы не кашлять»

Наступил сезон простудных заболеваний. Всем знакомы их

клинические проявления – общее недомогание, насморк, кашель. Но не

все знают, что применение при острых респираторных заболеваниях

лекарственных трав существенно сокращает длительность заболевания

которые можно применить при заболеваниях органов дыхания у детей.

Отхаркивающие:

Алтей, корень,

Анис, плоды,

Душица, трава,

Малина, ягоды и листья,

Подорожник, листья,

Редька, сок,

Ромашка, цветки,

Зверобой, трава,

Календула, цветки,

Картофель, пары,

Липа, цветки,

Солодка, корень,

Сосна, почки,

Чабрец, трава,

Чеснок, луковицы и листья.

Противовоспалите

льные:

Алтей, корень,

Берёза, почки,

Душица, трава,

Калина, ягоды,

Капуста, сок,

Липа, цветки,

Лук репчатый,

Подорожник,

листья и сок,

Смородина

ягоды и листья,

Солодка, корень

Антисептические:

Анис, плоды,

Берёза, почки,

корневище,

Душица, трава,

Зверобой, трава,

Клюква, ягоды,

Лук репчатый,

Подорожник,

листья, сок,

Смородина

листья, ягоды,

Солодка, корень,

Сосна, почки,

Чеснок, луковица и

Жаропонижающие

, потогонные:

Брусника,

ц в е т к и,

В а с и л ё к

Календула, цветки,

Калина, ягоды,

Клюква, ягоды,

Липа, цветки,

М а л и н а,

Пастушья

Ромашка, цветки,

Смородина красная,

Солодка, корень,

Сосна, почки,

Петрушка, трава,

Череда, трава

Лечебные свойства кедра

У многих народов мира

считается

природных

ц е л и т е л е й.

Л е г е н д ы

лечебной силе этого могучего

растения уходят

глубокую древность.

б о л ь ш о м

к о л и ч е с т в е

поле зных

б и о л о г и ч е с к и

активных

энергетике

растения.

Считается, что кедр способен аккумулировать положительную космическую

энергию и распоряжаться ею по своему усмотрению. Он сам безошибочно

определяет кому (зверь то, или человек) требуется помощь и воздействует на

нуждающегося

биополем.

случайно

раненные

животные

отлёживаться

кедровники,

ведических

культурах

является

священным,

культовым

символом чистоты и силы духа, здоровья и долголетия.

Кедр – это настоящий лечебно-оздоровительный природный комплекс. В

лечебных целях употребляется абсолютно всё: древесина, кора, луб, смола

(живица), хвоя, шишки, семена (ядра, скорлупа, шелуха). Даже воздух вокруг

обладает

целительной

усталость,

восстанавливает жизненные силы; под его воздействием теряют активность

многие болезнетворные микроорганизмы.

Хвоя кедра

В хвое кедра содержится

витаминов

биологически

активных

компонентов.

Препараты

обладают

антисептическим, болеутоляющим действием и применяются для лечения

заболеваний,

суставных

промывании

готовят различные витаминизированные напитки и чаи, которые оказывают

стимулирующее и общеукрепляющее действие. Особенно благоприятно такие

напитки действуют в послеоперационные периоды и при сердечнососудистых

заболеваниях.

Эфирное масло кедра

Эфирное масло, получаемое из хвои и молодых веток кедра путем

дистилляции

(перегонки),

обладает

спектром

действия.

Обладая всеми вышеперечисленными свойствами кедровой хвои, эфирное

масло кедра нашло также широкое применение в косметологии для лечения,

омоложения

косметологических средств, масел для массажа и ароматических препаратов.

народной

медицине

используется

качестве

ранозаживляющего

антисептического средства. Хорошо известно также его свойство отпугивать

кровососущих насекомых.

Смола кедра (живица)

Смола, выделяемая кедром, и называемая в народе живицей обладает

уникальными ранозаживляющими свойствами. Мази и бальзамы на основе

живицы используются для лечения различных повреждений кожи – ран,

ожогов и нарывов. Грамотно приготовленные такие препараты способны

заживлять даже очень сложные раны быстрее любых медикаментов.

Кора кедра

Кора и луб кедра,

особенно

весенний

количество витаминов и микроэлементов. Отвар из коры применяется как

мочегонное, слабительное, а также противоглистное средство.

Древесина кедра

Древесина кедра также обладает

свойствами.

изготовленной из древесины кедра

заводиться

д о л ь ш е

с о х р а н я ю т с я

продукты

(особенно

кедровые

обживают

древесины

получаются

удивительные

звучанию

музыкальные

инструменты.

обладают

построенные из кедровых бревен дома. Внутри их время как бы замедляет

свой ход, наполняя атмосферу дома чистотой и спокойствием.

Семена кедра

Семена, или кедровые орехи, пожалуй, главный приз от могучего великана

всему животному миру.

Приложение 2

Анкета

родителей

«Насколько

компетентны

вопросах

экологии?»

2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?

3. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы?

4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе

нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

5. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?

6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А

7. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические

темы в группе или для города?

8. Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с

бытовыми отходами? Какие?

Приложение 3

Семейный проект «Прогулки по лесу»

Вид проекта: творческий.

Актуальность темы:

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен

заботливо

относиться

сохраняя

ценности

богатства.

Цель: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему

живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять

заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

Развивать

познавательные

родителей

овладении

исследовательскими методами познания природы;

Воспитывать у детей природоохранное поведение.

Возраст: первая часть проекта выполнена воспитателями группы. Вторая

часть, являющаяся дополнением к проекту в виде совместной творческой

работы детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

Продолжительность: долгосрочный.

Посещение заповедников.

Совместная работа с родителями и детьми.

Предполагаемый

результат: Повышение

экологии

Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности

родителей по теме проекта.

Обеспечение: информационное.

собрана папка с фотографиями и

рассказами экскурсий детей и родителей.

Презентация проекта: иллюстрированное сообщение.

Семейный проект

«В гости к

животным»

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Актуальность темы: Окружающая природа - непосредственный источник,

из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребёнок впервые

сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых, растений. Общение с

природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в

нем лучшие чувства.

Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых

существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют

формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм,

трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и

умножающих природные богатства.

Цель проекта:

Научить детей правильному общению с животными.

Воспитать бережное отношение и любовь к животным, чувства

сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы

и умозаключения.

Задачи проекта:

Развивать элементарные представления о животных.

Дать представления о потребностях животных для их роста и развития

Развивать умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, вести

Развивать познавательную активность, мышление, воображение,

коммуникативные навыки;

Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки

и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие

способности;

Возраст: Первая часть проекта выполнена воспитателями группы.

Вторая часть, являющая дополнением к проекту в виде совместной

творческой работы детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

Продолжительность: месяц .

Основные формы реализации проекта:

Ожидаемые результаты:

Понимание детьми, как можно ухаживать за животными.

Привитие детям любви и бережного отношения к животным.

Желание родителей завести домашнего питомца.

Обеспечение: Информационное .

Продукт проектной деятельности: собрана папка материалов

совместной работы детей и родителей с фотографиями и рассказами.

Презентация проекта: иллюстрированное сообщение.

Фотоотчет о проделанной работе с детьми и родителями по проекту

«Экологическая азбука»

Викторина с родителями

Художественное творчество с детьми

Наши пернатые друзья

Акция «Береги воду!!!»

Выставка литературы

для родителей

Татьяна Устюгова
Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы , экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами дошкольными работниками. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет , дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Общаясь с природой, ребенок делает множество различных открытий. Каждое существо, увиденное ребенком неповторимо. Разнообразны и природные материалы (глина, песок, вода, снег, солома, корни деревьев и так далее, с которыми дети так любят играть. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет огромный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда укрепляется здоровье ребенка, развивается психика.

Знания, представления о природе помогают малышу правильно ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому родителям и воспитателю важно сформировать у ребенка систему элементарных представлений о природе, которая включает представления об её объектах и явлений, а также связях и отношениях между ними.

С усвоением системы элементарных представлений связано развитие у детей познавательного отношения к природе.

Велика роль элементарных представлений о природе в формировании трудовых навыков и умений. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются – в дальнейшем они совершенствуются и могут быть использованы в деле охраны природы.

Таким образом, природа играет существенную роль в экологическом образовании дошкольников.

Одной из задач воспитания и образования в ДОУ является формирование основ экологической культуры . Экологическая культура – это совокупность знаний о природе, умений и навыков взаимоотношения с природой , проявление бережного отношения к ней. Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является работа не только с детьми, но и с их семьями .

Начало становления экологической культуры любого человека закладываются и формируются в первую очередь в семье в дошкольные годы . Именно семья создает ту нравственную атмосферу, которая помогает воспитать бережное отношение к природе. В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни. Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок по отношению к объектам или явлениям природы могут отразиться на поведении ребенка. Как основы трудолюбия, навыки поведения, уважение к людям, так и любовь к природе, в семье должны воспитываться с раннего детства . Подрастая, ребенок уже оценивает не только поступки взрослых, но и мотивы их поведения. Если мотивы ему понятны, то ребёнок начинает руководствоваться ими, стремясь поступать, как родители. С возрастом детей воспитательные возможности примера родителей по отношению к природе не уменьшаются. Они становятся всё значительнее. Вот поэтому в процессе экологического воспитания дошкольников важную роль играет отношение взрослых, а в первую очередь родителей к природе и интересам детей .

Одна из главных задач семьи – формирование элементарных экологических представлений о здоровом образе жизни, развитие основ экологического мышления и поведения своего ребенка. Родителям необходимо с раннего возраста учить малыша охранять и укреплять свое здоровье, правильно взаимодействуя с природой . Именно в семье в сотрудничестве с детским садом должны воспитываться отзывчивость к природе, стремление сочувствовать животным, растениям, помогать им. Во время совместных прогулок в природу следует развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представление об экологических проблемах города .

Проблема заключается в том, что педагоги ДОУ не в полной мере используют потенциал семьи в экологическом образовании детей . Поэтому мы поставили перед собой цель : совершенствование работы ДОУ с семьей по экологическому воспитанию дошкольников . Чтобы реализовать эту цель необходимо решить ряд задач : 1. Выявить представления родителей об экологическом образовании . Анализ анкет и полученные данные позволяют перейти к решению следующих задач.

2. Определить формы, методы совместной работы ДОУ с родителями по экологическому образованию дошкольников.

3. Составить перспективный план по вопросам взаимодействия в экологическом воспитании ДОУ и семьи .

Для выяснения представления родителей об экологическом воспитании провели анкетирование семей по вопросам :

Что такое природа? И от кого ее надо беречь?

Нужно ли экологическое образование в ДОУ ?

Как вы проводите это направление в семье ?

Что вы ждете от детского сада ?

Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными : родительское собрание, открытое занятие, посещение семей воспитателями , беседы с родителями, совместные дела детского и родительского коллективов, педагогические конференции в ДОУ?

В анкетировании приняли участие 25 семей. В течение недели в сентябре-месяце родители отвечали на вопросы анкеты. По результатам анкетирования выявили, что большинство родителей ориентируются в экологических терминах , но испытывают определенные трудности в экологическом воспитании детей . Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям разобраться в этом.

С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями : родительских собраний, бесед, консультаций, и т. д. Мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми : рисованию, изготовлению поделок из природного материала, пособий, совместные праздники, развлечения, на которых родители являются не просто зрителями, но и участниками. Для приобретения опыта воспитания ребенка полезна организация дней открытых дверей для родителей : это научит их наблюдать вместе с ребенком за окружающим с последующим отражением увиденного в рисунках. Родители сидят за одним столом с ребенком и активно участвуют в занятиях, реализуя свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Эффективной формой работы является ведение папки «Я расту» . Цель ее – формирование у детей элементов экологического сознания , развитие наблюдательности, правильного отношения к окружающему, умению выражать свои мысли и чувства. В ней отражаются ступени роста, как физического, так и умственного, нравственного, начиная с младшего возраста и заканчивая выпуском в школу. Содержание папки :

Антропометрические данные ребенка;

Ленточка-сантиметр для измерения роста ребенка;

Детские зарисовки объектов природы;

Детские рассказы о наблюдаемом, записанные родителями;

Антропометрические данные проводят дети с воспитателями . Измерение проводят дети друг у друга. Для формирования отчетливости представлений о живой и неживой природе дети вместе с родителями проводят эпизодические и длительные наблюдения, результатом которых является практическая деятельность : зарисовка объекта или явления и составление рассказа о нем. При этом решаются как экологические , так и речевые задачи. Рассматривая объекты в разное время года, дети отмечают каждое заинтересовавшее их явление в природе, вместе с родителями находят причинную связь явлений, отмечают их красоту, учатся присматриваться к окружающему. Такое общение играет большую роль в развитии у ребенка чувства прекрасного, побуждает к обмену мнениями, высказываниям об увиденном. «Лужица большая, прозрачная, я смотрюсь в нее как в зеркало» (Лера Г., 6 лет, «У клена листочки золотые, бардовые, в капельках росы» , (Саша Ю., 6 лет, «Паук сплел между веток паутину, и после инея она блестит на солнце как бисер» (Аня К., 6 лет) . Дети учатся видеть, замечать, познавать окружающий мир, а воспитатель больше узнает о ребенке, о его чувствах, связанных с природой.

Следующей формой работы являются консультации для родителей по следующим темам :

«Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье ». Цель : помочь родителям в отборе художественной литературы. Нацелить их на разные формы работы по экологическому воспитанию детей . Помочь анализировать поведение детей в общении с природой.

«Досуг с ребенком на природе» . Цель : разнообразить отдых семьи на природе . Предлагаем проведение дидактических игр : «Найди дерево по описанию» , «С какого дерева лист» , «Что где растет?» . Рисование с натуры, чтение стихов, загадывание загадок о природных явлениях, пословицы, поговорки. Бережное отношение к природе у детей будет только в том случае, если сами родители бережно относятся к природе.

«В музей вместе с ребенком» . Цель : воспитывать познавательный интерес, ориентироваться в мире природы, развивать мышление.

«Коллекционирование в семье » (камушки, шишки, семена, мелкие игрушки) .

«Вместе с ребенком смотрим телепередачи о природе («В мире животных» , «Живая природа» и др., изучаем экологические журналы («Свирель» , «Свирелька» , «Муравейник» , «Маленький садовник» , «Воробушек» - серия книг для развивающего обучения детей в семье и детском саду )».

Для систематизации перечисленных методов и приемов совместной работы ДОУ с семьей по экологическому воспитанию был составлен перспективный план, по которому мы работали в течение года. Подобранные методы и приемы работы с семьей позволяют сотрудничать с родителями даже не имеющими выраженной образовательной заинтересованности.

Итогом проведенной работы за год можно считать следующие результаты : на 53 % повысилась педагогическая компетентность родителей по экологическому образованию ; произошло сближение родителей с ДОУ; объединение родителей детей детского сада между собой, их общение вне стен детского сада; повысилась возможность для большего общения родителей с детьми; организация совместной деятельности детей и взрослых .

Таким образом, совершенствование совместной работы ДОУ и семьи по экологическому воспитанию имеет большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста.

Проект «Совместная деятельность с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В.А.Сухомлинский)

Актуальность:

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Поэтому в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», и др. . Семья занимает важное место и в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:

Педагог-родитель;

Педагог-ребенок-родитель.

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

Цели проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в деле воспитания детей.

Задачи проекта:

1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей.

4. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

5. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Ожидаемые результаты:

Посильное участие родителей в экологическом образовании детей;

Непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;

Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

Участники проекта: родители и дети, педагоги.

Этапы работы:

1. Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). С этой целью необходимо провести анкетирование. Ответы родителей обозначат проблемы, требующие педагогической помощи.

2. Подборка консультативного материала.

3.Выбор совместных форм работы.

4.Проведение опроса родителей в конце учебного года,который позволит уточнить уровень удовлетворенности взаимодействием семьи и детского сада, получить обратную связь и предложения от родителей.

При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.

Я разработала комплекс мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в экологическом образовании дошкольников подготовительной группы. Работа велась по следующим направлениям:

Направления работы:

Работа с родителями

Повышение социально - экологической культуры родителей;

Знакомство родителей с формами и методами работы с детьми по формированию социально - экологических представлений в условиях семьи;

Оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию социально - экологических представлений в условиях семьи;

Формы работы: проведение анкетирования в начале и в конце учебного года; родительское собрание «Берегите природу»,косультации ««Познавательные интересы вашего ребёнка», «Сбережем родную природу», «Приобщения детей к природе».

Совместная деятельность с детьми:

Задача: включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования социально - экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Формы работы:

Проведение совместных экскурсий, прогулок. ;

Участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;

Сбор коллекций природных материалов;

Выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий;

Природоохранные акции (уборка территории детского сада, посадка деревьев, оформление кормушек).

Формы работы педагога с родителями:

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Коллективные формы: родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами экологического воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Индивидуальные формы -педагогические беседы с родителями. Беседы воспитателя с родителями - наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи.Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.

Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей - существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога.

Наглядные формы: оформление стендов, оформление выставок творческих совместных работ(" Времена года", "Мир глазами детей", " Как я провёл лето", " "Зимушка- зима", "Тает снежок, ожил лужок". Конкурс "Лучшая поделка из природного материала", рекомендации для родителей, выпуск фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек и т.д. В работе с родителями использую домашние задания. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на природу дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповых коллекций.

Экологические газеты содержат интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы. Родителями воспитанников были выпущены 2 газеты: «К Земле с любовью», «Одумайся, человек!»

Нетрадиционные (смешанные формы или комбинированные) - Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), день открытых дверей, совместные прогулки, экскурсии.

Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, мы с детьми и родителями собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Я стараюсь привлекть к участию в таких мероприятиях и родителей. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.Совместно с родителями проведен КВН на тему « Витаминный калейдоскоп», инсенировка сказки «Репка», «Приключения в осеннем лесу».

Наша группа участвовала в муниципальном конкурсе «Вторая жизнь мусора», совместно с родителями был собран бросовый материал для изготовления нарядов «Снежной королевы» и «Королевы Весны».Наши костюмы из бросового материала оказались самыми лучшими и наряд «Снежной королев» был удостоен награды за превое место.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами. Активными помощниками при обновлении и обогащении уголков природы являются родители, которые систематически приносят новые отростки растений, собирают различные материалы для провдения опытов. Весной папы изготавливают скворечники, раскидывают снег, убирают мусор, подготавливают почву для посадки саженцев. Следует обратить внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», а взрослому - лучше понять ребенка.

Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон. Такая совместная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей, в первую очередь, способствует воспитанию у детей осознанного бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составит основу экологической культуры.

Выводы: Разработанный комплекс мероприятий показал свою эффективность. Благодаря тому, что я подключила к образовательному процессу семью, уровень сформированности экологических знаний дошкольников повысился. Следовательно, подтвердилась гипотеза о том, что эффективность экологического воспитания дошкольников достигается при взаимодействии семьи и ДОУ.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

Сформированы начала экологической культуры у детей;

Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

Дети учатся практическим действиям по охране природы;

Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!



Рассказать друзьям