Рабочая программа воспитателя разновозрастной группы. Особенности организации работы в разновозрастной группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Бактерии Ureaplasma urealyticum вызывают заболевание мочеполовой системы уреаплазмоз. Откуда берется уреаплазма у здорового человека? Слизистая оболочка половых путей каждого человека населена бактериями и простейшими организмами. Если взять мазок со слизистой и рассмотреть под микроскопом, можно обнаружить постоянный состав микроорганизмов, характерный для данного человека.

Есть 2 разновидности микрофлоры:

  1. Полезная. К этой категории относятся все микроорганизмы, выполняющие какую-либо функцию для человека.
  2. Условно-патогенная. Эта категория включает в себя простейшие и бактерии, которые не причиняют вреда до тех пор, пока не размножаются в чрезмерном количестве.

Уреаплазма - это условно-патогенная бактерия, которую можно обнаружить у каждой второй женщины.

Передача бактериальной инфекции

Если собственный иммунитет женщины успешно контролирует размножение условно-патогенной микрофлоры, то половой контакт не представляет опасности для партнера. Если же иммунная система женщины ослаблена, она может заболеть уреаплазмозом сама и передать его своему половому партнеру. Немаловажное значение имеет и иммунитет мужчины.

Одно и то же количество уреаплазм может вызвать заболевание при ослабленной защите и не оказать никакого вреда при сильной иммунной системе.

Передача инфекции между взрослыми людьми происходит только половым путем. Мужчины тоже способны передавать уреаплазмоз, а так как они редко обращаются к урологу при отсутствии жалоб, то заболевание может быть не диагностировано. Уреаплазмоз нужно лечить, особенно тем парам, которые планируют беременность. Во время родов часто происходит заражение ребенка, а иммунитет новорожденного не готов к подавлению уреаплазмы и сопутствующих инфекций. Чтобы провести диагностику заболевания, женщинам нужно обратиться к гинекологу, а мужчинам - к урологу. Заражение уреаплазмой может протекать безо всяких симптомов. Человек может самостоятельно излечиться от уреаплазмоза при наличии крепкого иммунитета. Но так как заранее неизвестно, удастся ли иммунной системе уничтожить колонию уреаплазм, то для надежного результата используются медикаменты. Какие меры позволяют защитить себя от уреаплазмоза?

  1. Стабильные сексуальные отношения. Важный момент в профилактике заболеваний, передающихся половым путем, - это наличие постоянного полового партнера.
  2. Презервативы, местные контрацептивы. Такие средства, как вагинальные свечи против зачатия, дают наилучший результат, поскольку презервативы не способны полностью исключить попадание смазки женщины на слизистую мужчины.
  3. Хороший иммунитет. Заражение возможно также через оральный секс, поэтому только эффективная работа собственной иммунной системы способна дать защиту во всех случаях.
  4. Обработка антибактериальными средствами. Использование мягких антисептиков после полового акта снижает вероятность передачи уреаплазмоза. Такие препараты, как Хлоргексидин или Мирамистин, применяются для обработки половых органов у мужчин и по необходимости у женщин. Полезный эффект достигается, если провести санацию в первые 2 часа после контакта, чем раньше, тем лучше.

Обследование на уреаплазмоз обязательно проводится при положительном результате на беременность. Если женщина планирует родить здорового ребенка, нужно провести лечение обоим половым партнерам одновременно, поскольку инфекция способна циркулировать между ними. Случаи хронического уреаплазмоза и сопутствующих заболеваний возникают при некачественно проведенном лечении острой формы заболевания. Человек может годами и десятилетиями жить с уреаплазмозом, не иметь никаких негативных симптомов, однако заражать других людей. Насколько опасной будет для них инфекция, зависит от состояния их иммунной системы.

Уреаплазмоз у мужчин

Заболевание затрагивает не только половую, но и мочевую систему у мужчин. Первые симптомы проявляются неярко:

  • слабое жжение при мочеиспускании;
  • прозрачные выделения из уретры в небольшом объеме;
  • неприятные ощущения в области промежности, в простате;
  • иногда может повышаться температура до 37,5 градусов.

Дальнейшее распространение инфекции приводит к целому ряду серьезных нарушений в работе яичек, простаты, мочевого пузыря и почек. ?

  1. Простатит. Воспаление предстательной железы проявляется болезненностью в мошонке, промежности, расстройством эрекции и эякуляции. Простата увеличивается в размерах, отток мочи затрудняется. Без лечения может возникать импотенция и хронический простатит.
  2. Уретрит. Самое популярное продолжение уреаплазмоза. Воспаление мочеиспускательного канала дает о себе знать жжением и резью при мочеиспускании, непреодолимыми позывами, белыми и желтоватыми выделениями из уретры. Развивается отечность полового члена, пациент страдает от дискомфорта внизу живота. Хронический уретрит периодически обостряется и доставляет неудобство и страдания.
  3. Цистит. По мере того как инфекция поднимается вверх по уретре, воспаление распространяется на мочевой пузырь. Если этот процесс не остановить, возможно попадание уреаплазмы в почки. Заболевание циститом имеет такие признаки, как повышение температуры, боль в промежности, острая резь при мочеиспускании. Также может возникнуть недержание и появление крови в моче. По поводу цистита нужно обратиться к урологу, а если появляется горячая боль в пояснице - к нефрологу.
  4. Эпидидимит. Распространение уреаплазмы на яички и придатки приводит к отечности мошонки, появлению крови в сперме, сильной боли при эякуляции. При отсутствии лечения уреаплазмоз вызывает бесплодие, инфаркт и отмирание яичек. Тяжелые формы эпидидимита лечатся стационарно.

При своевременном обращении к урологу уреаплазмоз лечится быстро и без осложнений.

Уреаплазмоз у женщин

Клиническая картина очень схожа, за исключением последствий. У женщин заражение уреаплазмой вызывает самопроизвольные выкидыши, преждевременные роды и бесплодие. Уреаплазмоз приводит к воспалительными процессам в мочевой и половой системах:

  • эндометриту;
  • сальпингоофориту;
  • миометриту;
  • пиелонефриту;
  • циститу;
  • уретриту.

У женщин тоже возможно бессимптомное течение болезни, с жалобами к гинекологу обращаются в основном те пациентки, которым не удается забеременеть.

Если развивается воспаление матки и придатков, женщина испытывает болезненные ощущения в нижней части живота. Менструации становятся нерегулярными, изменяется объем выделений. Часто уреаплазмозу у женщин сопутствуют такие инфекции, как кандидоз, хламидиоз, микоплазмоз.

Снижение местного иммунитета дает возможность для роста патогенной микрофлоры. Именно нарушение микрофлоры влагалища является самой популярной причиной бесплодия. К счастью, эту причину легко устранить.

Лечение уреаплазмоза

Для обнаружения уреаплазм методом бактериологического исследования берутся мазки из уретры и из влагалища у женщин. Для терапии важно учитывать наличие сопутствующих инфекций. Все обнаруженные патогенные микроорганизмы проверяются на устойчивость к антибиотикам. Курс приема препаратов составляет обычно не более 2 недель, важно вести прием одновременно с постоянным половым партнером. Назначаются препараты, содержащие азитромицин:

  • Азивок, Азитрал, Азитрокс;
  • Зитролид, Хемомицин;
  • Сумизид, Сумамед или аналоги.

Дополнительно к этому могут быть назначены лекарственные средства с содержанием доксициклина:

  • Доксициклин-Рево, Юнидокс, Солютаб;
  • Доксициклин Никомед, Доксициклин гидрохлорид;
  • Вибрамицин или аналоги.

Сопутствующие инфекции, например кандидоз, потребуют применения противогрибковых препаратов: Микосиста или Флуконазола. По итогам терапии проводится контрольное исследование, чтобы убедиться, что лечение достигло результатов. Нельзя заканчивать прием антибиотиков раньше, чем это рекомендует лечащий врач.

Откуда берется уреаплазма у детей? Бактерии обычно обнаруживаются у новорожденных, младенцы получают их от матери. Поэтому при планировании беременности нужно успешно пролечиться от уреаплазмоза.

Возбудитель этого заболевания – микроорганизм уреаплазма, относящийся к внутриклеточным микробам. Уреаплазмоз склонен к хроническому течению.

Причины возникновения

Причинами появления уреаплазмоза как у женщин, так и у мужчин могут быть:

  • частая смена половых партнеров;
  • незащищенный секс;
  • несоблюдение личной гигиены;
  • заражение плода от матери.

Наиболее благоприятным фактором развития этого заболевания является снижение иммунитета, что может быть вызвано низкокачественным и недостаточным питанием, вредными привычками, перенесенным вирусным заболеванием, нервными расстройствами и постоянными стрессами, применением антибактериальных и гормональных препаратов, радиоактивным облучением.

Симптомы

Уреаплазмоз может не беспокоить долгое время. Инкубационный период этого недуга составляет 7-14 дней. Отсутствие симптомов уреаплазмоза может привести в некоторых случаях к переходу недуга в хроническую стадию и серьезным последствиям для здоровья.

Симптомы уреаплазмоза не очень специфичны и похожи на проявления других заболеваний, которые передаются во время полового контакта.

Симптомы уреаплазмоза у мужчин

  • скудные выделения из мочеиспускательного канала;
  • жжение и боль в области полового члена, которые усиливаются во время полового акта или мочеиспускания;
  • болезненность в области мошонки;
  • нарушение качества спермы;
  • дискомфорт и продолжительные тянущие боли в глубине и внизу живота и в промежности.

Симптомы уреаплазмоза у женщин

  • жжение и боли во время мочеиспускания;
  • выделения из влагалища;
  • наличие скудных кровянистых выделений из влагалища после секса;
  • боли внизу живота;
  • боли во время секса;
  • трудности с зачатием.

Лечение уреаплазмоза


Схема лечения. Применяющиеся препараты.

Схемы лечения этого заболевания у женщин и мужчин схожи. Назначить лечение может только врач. В большинстве случаев специалисты назначают антибиотики тетрациклинового ряда. Если обнаруживается устойчивость уреаплазмы к этой группе, то препараты могут быть заменены на макролиды или фторхинолоны. Иногда для лечения необходимо использование одновременно 2 антибактериальных средств из разных групп.

После антибактериальной терапии для профилактики и лечения дисбактериоза рекомендуется прием препаратов, нормализующих микрофлору кишечника. Для укрепления иммунитета пациентам назначают природные иммуномодуляторы (лимонник, экстракт эхинацеи, сироп и отвар шиповника) и поливитаминные препараты. После пройденной терапии следует пройти контрольное обследование.

Лечение уреаплазмоза народными средствами.

К лечению уреаплазмоза с помощью народных средств обычно прибегают, если прием лекарственных препаратов по различным причинам нежелателен.

Имеется большое количество домашних рецептов для лечения этого заболевания, однако наиболее эффективен сбор, который основан на рецепте Дерябина. Этот сбор поможет привести в норму кислотный баланс, он обладает мочегонными, противовоспалительными и иммуностимулирующими свойствами. Для его приготовления нужно в одинаковой пропорции взять все следующие ингредиенты:

  • сосновые и березовые почки;
  • цветения ромашки, бессмертника, календулы и липы;
  • корни одуванчика, валерианы и кровохлебки;
  • листы душицы, сушеницы, мяты, пустырника, чистотела, чабреца, зверобоя и шалфея;
  • листы крапивы, мать-и-мачехи и подорожника.

Все ингредиенты необходимо смешать и перемолоть. Далее отобрать из полученной массы 2 столовые ложки порошка и залить его кипятком. Затем нужно плотно закрыть крышкой и настаивать всю ночь. При трехмесячном курсе следует употреблять по 3-4 стакана в день.

Неплохим помощником в лечении заболевания может стать паста из чеснока. Для этого нужно мелко измельчить 10 грамм чеснока и смешать с таким же количеством подсолнечного масла. К получившейся смеси добавить чайную ложку йодированной соли и столовую ложку сока лимона с цедрой. Далее смесь необходимо тщательно взбить. Употреблять пасту следует внутрь после еды.

Лечение уреаплазмоза народными способами хорошо подкреплять спринцеваниями. Для этого можно приготовить отвар из 1 части боровой матки, 2 частей подсушенной дубовой коры, 1 части курильского чая и 1 части корня бадана. Сбор нужно залить горячей водой и варить, доведя до кипения, полчаса. Затем дать пару часов настояться.

Диагностика уреаплазмоза

Для того чтобы выявить наличие уреаплазмы специалистами применяется целая совокупность диагностических методов.

Классический метод диагностики заболевания – бактериальный посев на уреаплазмоз , при котором биоматериал помещают для размножения патогенных микроорганизмов в благоприятную среду. Материалом для анализов может быть моча, кровь, мокрота, секрет простаты, патологические жидкости, соскобы эпителиальных клеток, сыворотка.

Еще одним методом является ПЦР . Это самый чувствительный и точный метод, который позволяет выявить возбудителя заболевания по наличию его ДНК. Уреаплазма диагностируется с помощью материала, полученного из цервикального канала, влагалища, уретры.

Определение антител к заболеванию возможно при применении серологического метода. Материалом для исследования служит венозная кровь, взятая из локтевой вены утром, натощак.

Последствия уреаплазмоза

Основная опасность этого заболевания заключается в том, что зачастую оно протекает бессимптомно, однако может поразить почти все области мочеполовой системы. Если женщина длительное время не будет лечить уреаплазмоз, то он может стать причиной:

  • цервицита (воспаление слизистой шейки матки);
  • вагинита (воспаление влагалища);
  • (воспаление в области яичников и придатков матки);
  • эндометрита (поражение слизистых матки);
  • сальпингита (поражение маточных труб).

Последний недуг не только причиняет женщине физический дискомфорт, оно также может стать причиной внематочной беременности и бесплодия.

Мужчины подвержены ураеплазмозу в меньшей степени. Симптомы этого заболевания у них проявляются реже, чем у женщин, в результате чего болезнь может прогрессировать продолжительное время, прежде чем даст знать о себе. Уреаплазмоз у мужчин может стать причиной:

  • простатита (воспаление предстательной железы);
  • уретрита (воспаление уретры, сопровождающееся выделениями и зудом при мочеиспускании);
  • нарушения сперматогенеза (снижается активность сперматозоидов).

Полезное видео

Как уберечься от уреаплазмоза - советы Елены Малышевой.

Уреаплазмы — внутриклеточные микроорганизмы, которые в норме могут существовать организме человека, не вызывать никаких симптомов и не требовать лечения. Однако при снижении иммунитета и нарушении баланса микрофлоры слизистой эти микроорганизмы способны приводить к воспалительному заболеванию мочеполовых путей — уреаплазмозу.

Уреаплазма — что это?

Уреаплазмы — это микроорганизмы, имеющие чуть большие размеры, чем вирусы, и чуть меньшие — чем бактерии. Они занимают промежуточное положение между этими микробами, не имеют клеточной стенки и способны размножаться как внутри клеток, так и вне их.

Уреаплазмы, как и микоплазмы, относятся к общему семейству Mycoplasmataceae, поэтому нередко заболевания, которые вызываются семейством, объединяют в общее название «Урогенитальный микоплазмоз». Этот диагноз может включать и микоплазмоз, и уреаплазмоз, в зависимости от подвида, к которому относится возбудитель (Mycoplasma или Ureaplasma).

Своё название уреаплазмы получили благодаря характерной особенности — способности расщеплять мочевину. Этот процесс называется уреолизом. Именно поэтому уреаплазмоз — преимущественно мочевая инфекция. Для существования уреплазмам необходима мочевина.

Видов уреаплазм существует множество, но наиболее значимых из них два:

  • Ureaplasma urealyticum (Уреаплазма уреалитикум),
  • Ureaplasma parvum (Уреаплазма парвум).

Ни в диагностике, ни в лечении их не разделяют, поэтому и в анализах часто объединяют под записью Ureaplasma spp (Уреаплазма спп).

Это условно-патогенные микроорганизмы. Они способны существовать в организме человека и не причинять ему вреда. Поэтому, как и микоплазмы, входят в состав обычной микрофлоры влагалища. Но как только баланс этой микрофлоры нарушается — возникает болезнь. Как правило, это уретрит, но при распространении микробов возможны воспалительные заболевания мочевых и половых путей, располагающихся выше.

Основные причины, провоцирующие ускоренное размножение уреаплазм:

  • снижение иммунитета,
  • иммунодефицитные состояния,
  • частая обработка половых органов антисептиками (хлоргексидином, мирамистином),
  • приём антибиотиков,
  • использование интравагинальных свечей с антибиотиками или антисептиками,
  • наличие других половых инфекций,
  • частая смена сексуальных партнёров.

Является ли уреаплазмоз половой инфекцией?

Уреаплазмы — это обычные обитатели слизистых половых путей. Они могут передаваться половым путём, но чтобы вызвать болезнь, им необходимо преодолеть охранные иммунные системы организма. И если иммунитет в норме — им это не под силу. Но при частых незащищённых половых контактах баланс собственной флоры нарушается, и это способствует развитию заболевания. Инфекции, передаваемые половым путём, повышают возможность заразиться уреплазмозом в несколько раз.

Нередко пациенты интересуются: «Откуда уреаплазма, если секс был защищённым?». Причина в этом случае — общее снижение иммунитета. Доминирующий рост определённого вида микроба вызывает урогенитальное заболевание. Это происходит, как правило, при приёме сильного антибиотика широкого спектра (пенициллины, цефалоспорины), наличии иммуноподавляющего заболевания (сахарный диабет, ВИЧ), сильного физического или эмоционального переутомления. Но самая частая причина развития уреаплазмоза — прямое нарушение местной флоры: использование спринцеваний, вагинальных мазей и свечей.

Уреаплазмоз — ложный диагноз или болезнь?

К сожалению, многие российские врачи злоупотребляют диагнозом «Уреаплазмоз». В Европе и Америке такого диагноза вообще не существует. Это обусловлено тем, что уреаплазмы — обычные обитатели влагалища, и их наличие — не болезнь. Ставить диагноз «Уреплазмоз» стоит только в одном из трёх случаев:

  • В первом, когда присутствуют симптомы уретрита и лабораторно исключены все остальные виды возбудителей. В этом случае положительный анализ на уреплазмы считается подтверждением уреаплазмоза.
  • Во втором — во время подготовки или течения беременности. В этот период наличие диагностически значимого количества уреаплазм (больше 10 в 4 степени КОЕ), вне зависимости от наличия симптомов болезни — является достаточным основанием, чтобы поставить диагноз «Уреаплазмоз».
  • В третьем — при обследовании на причины мужского бесплодия и обнаружении этих микроорганизмов в семенной жидкости.

Только в этих случаях уреаплазмы являются опасными для организма и требуют уничтожения. Во всех остальных — диагноз «Уреаплазмоз» является ложным и проведения лечения не требует.

Течение болезни. Симптомы и особенности

Основным проявлением уреаплазмоза является уретрит. Он проявляется так:

  • жжение при мочеиспукании
  • учащение и затруднение мочеиспускания
  • отёк и покраснение губок уретры
  • появление в моче гнойных «нитей».

Так проявляется острая форма. Без лечения эти симптомы могут стихнуть, и заболевание перейдёт постепенно в подострую, а затем и хроническую форму. В этом случае мочеиспускание сопровождается лишь лёгким жжением и дискомфортом. Из-за «лёгких» симптомов пациенты редко обращаются к врачу и запускают инфекцию. Это приводит к развитию осложнений в виде спаек мочеиспускательного канала и распространения болезни вверх по мочевым и половым путям.

Уреаплазмоз у мужчин нередко приводит к бесплодию. Уреаплазмы способны прикрепляться к сперматозоидам и уменьшать их подвижность. Вследствие этого нарушается оплодотворение яйцеклетки, и беременность не наступает. Уреаплазмы у мужчин также способны вызывать симптомы простатита: боли в паховой области, промежности, мошонке, частые ночные позывы на мочеиспускание, нарушение эрекции и эякуляции.

Уреаплазмоз у женщин также может привести к бесплодию. Но вероятность значительно меньше, чем у мужчин, и связано это не с самим возбудителем, а с длительно текущим воспалением. Воспаление распространяется с уретры на матку в случае, если при длительном течении заболевания значительно снижается иммунитет. Симптомами эндометрита являются: нарушения менструации, появления межменструальных кровотечений, болей внизу живота, необычных выделений из половых путей. Воспаление маточных труб может привести появлению спаек и, соответственно, к трубному бесплодию или внематочной беременности.


Уреаплазма при беременности

Непосредственно на плод уреаплазмы не влияют: они не могут ни заразить его, ни вызвать пороки развития. Но наличие большого количества этих микроорганизмов способно приводить к таким серьёзным осложнениям беременности, как преждевременные роды, выкидыш, многоводие, фетоплацентарная недостаточность. Поэтому уреаплазма входит в перечень обязательных обследований перед беременностью.

Если диагноз уреаплазмоз ставят во время беременности, то его лечение начинают не ранее 22-ой недели, так как вред от лечения на ранних сроках превышает вред от инфекции.

Заражение ребёнка возможно при прохождении родовых путей матери во время естественных родов. Последствиями такого заражения может стать развитие у ребёнка уреаплазменной пневмонии и уретрита.

Диагностика уреаплазмоза

Для выявления уреаплазм исследуют мазок из уретры, влагалища, шейки матки, сперму.

Исследование проводят с помощью одного или комбинации из следующих методов:

  • Культуральное исследование: посев на питательные среды микроорганизмов. Через неделю подсчитывают рост колоний и делают заключение: больше 10 в 4 степени КОЕ на мл — диагностически значимое количество уреаплазм, меньше — диагностически не значимое. Также с помощью этого анализа определяют чувствительность к антибиотикам.
  • ПЦР — полимеразная цепная реакция. Позволяет в краткие сроки определить наличие ДНК возбудителя, но не даёт возможности определить его количество.
  • ПЦР в реальном времени — дорогой и ещё мало распространённый анализ. Позволяет быстро определить, как наличие самого возбудителя, так и его количество.
  • Иммуноферментные анализы (ИФА , ПИФ) — распространённые и недорогие анализы, но точность методов невысока.
  • Серологические реакции — основаны на исследовании крови и выявлении специфических антител к уреаплазмам. Показывают наличие и силу иммунного ответа на инфекцию.

Как лечить уреаплазму?

Схема лечения уреаплазмы для мужчин и для женщин особо не различается. Лечение проводится антибактериальными препаратами в форме таблеток курсом в несколько дней:

  • Доксициклин — 100 мг 2 раза в сутки, курсом в 10 дней, или
  • Джозамицин — 500 мг 3 сутки, в течение 10 дней, или
  • Азитромицин — 500 мг в первые сутки, затем по 250 мг 1 раз в сутки в течение 4 дней.
  • Для беременных: Джозамицин — 500 мг 3 сутки, в течение 10 дней.

Во время лечения необходимо воздерживаться от половых контактов и употребления алкоголя. Лечение беременных обязательно проводится под наблюдением врача акушера-гинеколога. Через 14 дней и через месяц после того, как лечение будет окончено, проводится контрольный анализ на наличие уреаплазм. В случае если оба анализа являются отрицательными — человек считается здоровым.

Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и методисты. Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

Кроме индивидуально-психологических особенностей и уровня умственного развития детей надо также учитывать половую принадлежность ребенка. Ведь даже у младенцев разного пола умственные процессы различны. Мозг мальчиков в целом более активен мозга девочек. Мальчики более ловкие относительно девочек при выполнении математических операций и в визуально-пространственном мышлении, а у девочек более, чем у мальчиков, развиты вербальные способности. Отсюда вывод: к обучению мальчиков и девочек надо подходить дифференцировано, начиная уже с 4-х лет.

Именно поэтому педагог, подготавливаясь к занятиям, должен подбирать вместе с традиционным и специальный материал для детей разного пола, разного возраста, в соответствии с их интеллектуально-психологическими особенностями.

Научно-методической основой педагогического процесса в малокомплектном дошкольном учебном заведении является правильное сочетание общих требований дошкольной педагогики с конкретными условиями воспитания в каждой группе детей разного возраста. В каждом конкретном случае воспитатель должен определить состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать учебно-воспитательную работу. Наиболее целесообразным является комплектование групп детьми близкого, смежного возраста.

В таком случае лучше реализовывать принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих групп, создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.

Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.

Как свидетельствуют наши наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.

Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы : игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.

Игра

Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети — играя, учатся.

В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.

Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.

Однако следует сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы, однако основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается занятие.

Занятие

В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.

Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой.

Рассмотрим четыре вида организации учебной деятельности детей на примере разновозрастной группы, средняя и младшая.

Виды организации учебной деятельности

I вид — ступенчатое начало занятия

На первом этапе роботу начинают дети средней группы: изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания. На втором этапе занятия в работе задействуют детей младшей группы. С ними работает педагог, старшие дети работают в парах. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые, например, участвуют в заключительной беседе.

ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия

Начало деятельности общее для всех малышей: игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент. На втором этапе дети младшей группы участвуют в общем занятии в течение 15 — 20 минут: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми.

После этого младшие дети завершают работу. На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют детей средней группы: заключительная беседа, диалог, при этом не следует забывать, что общая продолжительность деятельности детей средней группы составляет 20 — 25 минуты.

ІІІ вид — одновременная деятельность детей
по разному программному содержанию

Этот вид организации учебной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. Например, на первом этапе организуются игровые действия детей младшей группы в специально созданной среде (подчиненной теме занятия) под присмотром помощника воспитателя или воспитателя и проводится организованное занятие для детей средней группы.

После выполнения заданий подгруппы меняются местами.

ІV вид — отдельная деятельность детей

В этот вид организации учебной деятельности заложена групповая организация малышей по разным видам познавательно-развивающей деятельности с разным содержанием. Для реализации этого вида организации учебной деятельности необходимо придерживаться таких условий: возможное проведение занятий в разное время; проведение занятия предметниками или двумя воспитателями; привлечение к работе помощника воспитателя.

Педагог, организовывая учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.

Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания), а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.

Следовательно, при организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты :

1. Воспитатель, организовывая учебный процесс в разновозрастной группе, должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе.

2. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.

3. На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а более конкретные (разные) — на занятиях с одной подгруппой детей.

4. Основной формой работы в разновозрастной группе остаются занятия (комплексные, комбинированные, общие). При проведении комплексных занятий в разновозрастной группе надо следить за тем, чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.

5. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.

6. Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактичных игр и дидактичных материалов (самостоятельная работа детей).

7. При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей дошкольного возраста.

Использованная литература:

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. пособ. – М.: Просвещение, 1978. – 368 с.
3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособ. / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
4. Щербакова К.И. Методика формирование элементов математики у дошкольников: Учеб. пособ. – К.: Изд-во Европ. ун-та, 2005. – 392 с.
5. Михайлова А.І. Організація роботи з дітьми різновікових груп: Метод. посіб.– Х.: Веста: Видавництво „Ранок”, 2008. − 64 с.
6. Різновікові групи: планування роботи, розробки занять, дидактичний матеріал/ Упоряд. Т.Ю. Демченко, О.В. Тимофієва – Х.: Вид. група „Основа”, 2008. – 159 с.
7. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога (3-е изд.) /Серия „Справочники”. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 384 с.
8. Поніманська Т.І. Дошкільна педагогіка: Навч. посібник для студентів вищих навчальних закладів. – К.: Академвидав, 2006. – 456 с.

Метелица Ирина Александровна,
Донецкая область
г. Шахтерск

Украина.

Олеся Григорьева
Доклад «Условия работы в разновозрастной группе в соответствии ФГОС»

Среди многообразных проблем современного дошкольного образования есть проблема разновозрастных групп . Все многообразные дошкольные образовательные технологии ориентированы на конкретный возраст и логику возрастного развития, а попытки описать специфику их применения в разновозрастной группе , по сути, попытки адаптировать без каких-либо существенных изменений то, что разработано на конкретный возраст. Возвращение к практике совместного воспитания детей разного возраста обуславливает усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы .

Очевидно, что перед педагогом разновозрастной группы стоит сложная задача – подобрать такие формы работы , чтобы иметь возможность организовать их одновременно для всех детей. Идей проведения мероприятий в разновозрастной группе , приводимых в литературе много :

Младшие дети позднее включаются в работу и (или) раньше ее заканчивают;

Старшие дошкольники иначе мотивируются к работе , чем младшие;

Одновременно организуется самостоятельная деятельность одной группы и совместная с педагогом – другой;

Младшие дети получают более простые задания, чем старшие.

Основная образовательная программа по развитию детей разновозрастной группы от 3 до 7 лет обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3-5 лет; 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям : физическому; социально-коммуникативному; познавательному; речевому и художественно-эстетическому.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами :

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Устав учреждения.

Программа направлена на создание условий развития ребёнка , открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание пространственной, развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Благодаря этому программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, требующем умения учиться всю жизнь и при этом разумно и творчески относиться к действительности. Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребёнок в детском саду, имеют образовательное значение : на прогулке и во время режимных моментов ребёнок выстраивает отношение к себе и другим, учится быть инициативным и принимать решение, использовать своё мышление и воображение. (ФГОС )

Организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и методисты. Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников. При организации образовательного процесса в разновозрастной группе , воспитатель должен заранее определить состав группы , выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать учебно-воспитательную работу . К тому же часто дошкольники по необходимости остаются в том же самом помещении. Таким образом, педагогу необходимо создать условия для того , чтобы дети могли бы самостоятельно занять себя в течение 10-15 минут, не отвлекая тех, которые занимаются. Если есть возможность, следует вывести детей в другое помещение, где они будут находиться под присмотром помощника воспитателя.

В таком случае лучше реализовывать принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей группы , создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.

Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние : хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет работу педагога , однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста .

Как свидетельствуют наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших. Старшие дошкольники служат примером во всем, у них формируется ответственность, добросовестность, совершенствуются навыки коллективных взаимоотношений. Большие и маленькие не соперничают между собой, так как стало законом : ты - старший, я - младший – это объективная реальность, поэтому старшие – заботливы и великодушны, а младшие – уважительны и послушны.

Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

Большое влияние на детей оказывает личный пример педагога. Работа в такой группе кропотлива и ответственна, требует большого такта и мастерства, огромных знаний возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Воспитатель должен понимать каждого ребенка, знать его интересы и потребности.

При планировании и организации занятий необходимо соблюдать перечень, состав занятий в неделю, установленный в программе для детей каждого года жизни. Необходимо стремиться к реализации и других важных требований дошкольной педагогики : о соблюдении времени проведения занятий, их последовательности, о сочетании занятий. Воспитатель организует проведение образовательной деятельности в соответствии с требованиями Основной образовательной программы для каждой возрастной категории.

Важным условием эффективного проведения занятий разного вида в разновозрастной группе является умение педагога планировать работу , определять дидактические задачи, программное содержание, методы обучения в соответствии с требованиями последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала .

В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы : игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.

Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети - играя, учатся.

В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.

Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста , для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.

Однако следует сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы , однако основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается занятие.

В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.

Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа , работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) - на занятиях с одной подгруппой .

Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания, а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.

Следовательно, при организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты :

1. Воспитатель, организовывая учебный процесс в разновозрастной группе , должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе .

2. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.

3. На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а более конкретные (разные ) - на занятиях с одной подгруппой детей .

4. Основной формой работы в разновозрастной группе остаются занятия (комплексные, комбинированные, общие) . При проведении комплексных занятий в разновозрастной группе надо следить за тем , чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы . Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп , учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.

5. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп , что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.

6. Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями : под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактичных игр и дидактичных материалов (самостоятельная работа детей ) .

7. При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей дошкольного возраста.

Огромное значение имеет организация развивающей среды в группе . Создавая развивающую среду группы , воспитатели учитывают особенности детей, возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность, личностные особенности. В группе дети с удовольствием играют в уголках : «Кухня» , «Поликлиника» , «Магазин» , «Салон красоты» , «Библиотека» ; «Музыкальный уголок» , для развития творческих способностей «Центр творчества» .

Немаловажное значение имеет размещение мебели. Столы и кровати расставлены по возрастным подгруппам . Кровати младших детей расположены в спокойной части спальной комнаты, старшие дети, вставая первыми, не нарушают сна младших дошкольников. Правильная расстановка мебели дает возможность дифференцировать длительность режимных процессов, предъявлять к детям одного возраста одинаковые требования, и наоборот, разнообразить деятельность детей разного возраста .

Реализуя взаимодействие детей, мы применили следующие правила :

1. Старшие оказывают младшим помощь по их просьбе.

2. В группе категорически запрещено отбирать игрушки у другого ребенка, бить и оскорблять, кого бы то ни было в какой бы, то ни было ситуации. Ломать чужие постройки, портить продукты труда других детей и брать без разрешения владельца его личные вещи, игрушки, принесенные из дома. За соблюдением этого правила неукоснительно следят все взрослые, работающие в группе .

3. Младшие дети всегда могут присутствовать и по мере сил участвовать в любом занятии – при условии , что они не мешают старшим детям.

Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, воспитатели заботятся об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.

Литература :

1. Аванесова В. Н. «Воспитание и обучение в разновозрастной группе » . – М., 1979.

2. Доронова Т. Н. «Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях» . ж. - л. «Д/в» - 1984 - №2.

3. Дуброва В. П., Милашевич Е. П. «Педагогическая практика в детском саду» (учебное пособие) . – М, «Академия» , 1998 г.

4. Акперова, Л. Ч., Здыбель Е. Н. Нравственное воспитание детей в разновозрастных группах // Детский сад от А до Я. - №1 - 2012.



Рассказать друзьям