Насилие в подростковой среде. Подросток как объект домашнего насилия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Даудова Д.М. -к.пс.н., доцент кафедры общей и педагогической психологии, ДГПУ, [email protected]

Проблема насилия над подростками в семье в современной отечественной психологии

На сегодняшний день наиболее распространенной проблемой в обществе является проблема насилия над детьми в семье. И хотя насилия в семье изучается не так давно, но достаточно активно, такими учеными как К.Е. Игошев, С.В. Максимов, В.П.Ревин, Н.К. Асанова, Ю.М. Антонян, Р.М. Зулкарнеев, А.Г. Сапрунов, Л. М Клоски и др. .

Самой незащищенной, уязвимой и чаще подвергающейся насилию социальной группой являются дети. По вине взрослых они становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального или психологического насилия .

Насилие над ребенком - это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности .

Рассмотрим основные виды насилия в семье:

Физическое насилие. Представляет собой преднамеренное нанесение физических повреждений или травм родителями либо лицами, их заменяющими, или другими взрослыми, в результате чего у подростка возникают нарушения физического и/или психического здоровья и развития, либо наступает летальный исход . Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, удушений, заключений в запертом помещении, избиений ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами.

На сегодняшний день существует два совершенно противоположных мнения на применение телесных наказаний в качестве воспитательного

средства. Сторонники телесных наказаний считают, что они являются

эффективным воспитательным средством, которое в ряде случаев оказывается

единственным способом поддержания дисциплины. Противники телесных

наказаний доказывают, что они приводят к более высокому уровню

противоправного поведения, провоцируют агрессивность и совсем

неэффективны в качестве меры дисциплинарного воздействия. Более того,

телесные наказания вызывают у ребенка чувство гнева, негативно сказываются

на его самооценке. В большинстве случаев телесные наказания отличаются от

физического насилия тем, что не сопровождаются причинением телесных

повреждений, однако по своим психологическим последствиям эти явления

тесно связаны

Физическое насилия имеет разнообразное проявление: от убийства или

причинения тяжких увечий ребенку до побоев. Наиболее распространенными

повреждениями при физическом насилии являются ушибы и ссадины, затем -

переломы костей и травмы головы. Однако любое физическое насилие, не

зависимо от тяжести, всегда сопряжено с причинением ребенку боли,

ограничением его свободы и навязыванием чужой воли, то есть имеет черты

психического насилия. Опасность физического насилия (тяжесть его

последствий) в значительной мере зависит от возраста ребенка. Доказано, что

родители, применяющие физическое насилие, склонны со временем применять

более тяжелые его формы. Поэтому незначительная травма, причиненная

маленькому ребенку, всегда является предпосылкой (фактором риска) более

тяжелого насилия в будущем. Таким образом, под физическим насилием

необходимо понимать умышленное причинение ребенку телесных

повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение

боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ),

которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью,

нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения

таких нарушений. Как показывает практика, очень часто физическое насилие

сочетается с другими формами жесткого обращения с детьми (сексуальное

насилие, пренебрежение основными потребностями ребенка). По данным зарубежных исследователей один из шести перенесших физическое насилие детей также страдал и от сексуального насилия. Эмоциональное же насилие имеет место в большинстве случаев физического насилия. В связи с этим, необходимо активно выявлять другие формы жестокого обращения среди детей, пострадавших от физического насилия. Повышенный коэффициент риска стать жертвой физического насилия имеется у детей-инвалидов, особенно воспитывающихся в социально неблагополучных семьях. В некоторых случаях само физическое насилие в сочетании с пренебрежением основными потребностями ребенка, в том числе с неоказанием необходимой медицинской помощи, может быть причиной инвалидизации ребенка.

Данный тип насилия негативно сказывается на формировании личности и последующих этапах ее развития. Результаты подобного «общения» обычно приводят к тому, что подросток начинает испытывать достаточно противоречивые чувства: страх, боль, ненависть, обида, унижение и т. п. Поскольку, тело подростка подвергается насилию (телесным повреждениям), единство его личности сохраняется путем диссоциации «Я» от собственного тела. Результатом происходящего становится переживания «оцепенения», «омертвения», а также наступает ощущение нереальности происходящего и частичная амнезия .

Как отмечают Т.М. Журавлева и Т.Я. Сафонова: «... физическое насилие несет в себе очень сильный эмоциональный компонент» . Авторами отмечается, что очень важным в формировании последствий у подростков является тесная связь между физической и душевной болью. Как известно, чувство безопасности является основным механизмом успешного развития подростка. Отсутствие безопасности ведет к широкому спектру эмоциональных реакций - от беспокойства и замкнутости до гнева и неконтролируемого аффективного поведения.

Дети подросткового возраста выражают последствия (нанесенного им

физического насилия) в жестокости к окружающим, депрессии, протестных

реакций на наказания родителей, поиске поддержки в асоциальных компаниях, иногда в суицидальном поведении.

Сексуальное насилие. Вид жестокого обращения, представляющий собой вовлечение подростка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды . Иными словами сексуальным насилием считается любой сексуальный опыт с ребенком до 18 лет. Данный вид насилия характеризуется вовлечением зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять, и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. .

Сексуальное насилие является одним из наиболее опасных видов жестокого обращения, поскольку нередко вызывает тяжелые психические и поведенческие нарушения. К особенностям психического состояния и поведения подростка позволяющим заподозрить сексуальное насилие можно отнести депрессию, расстройства восприятия, побеги из дома или институциональных учреждений, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, употребление наркотиков или алкоголя, а в крайних случаях проституцию и беспорядочные половые связи. Таким образом, можно сделать соответствующий вывод - сексуализированное поведение -один из самых характерных изменений, позволяющих предположить факт сексуального насилия в отношении подростка.

Как показывает анализ зарубежных и отечественных исследований,

сексуальное насилие затрагивает все сферы функционирования:

эмоциональную, когнитивную, интеллектуальную, поведенческую и др.

Последствия сексуального насилия можно разделить на психологические и

поведенческие нарушения. Обычно к психологическим нарушениям относят

беспокойство из-за боязни повторения насилия, страх темноты, боязнь людей

(внешне напоминающих насильника), чувство стыда, вины и беспомощности.

Одним из частых проявлений характеризующих перенесенное сексуальное насилие является гнев, проявляющийся в неадекватном поведении. Это могут быть спонтанные приступы ярости, агрессия, направленная как на себя, так и на других людей, а также животных. Затрагивая эмоциональную сферу, последствия сексуального насилия влияют на быструю и необоснованную смену настроения и раздражительность. Необходимо отметить, что крайняя степень нарушений в эмоциональной сфере может привести к суицидальным попыткам. Спектр этих нарушений достаточно широк - от чувства беспокойства до глубоких постравматических расстройств.

Психологическое насилие. Представляет собой однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение родителей и лиц, их заменяющих, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и социализацию .

В отечественной психологии психический вид насилия делится на эмоциональное и психологическое насилие. Так, например, отечественными авторами Н.О. Зиновьевой и Н.Ф. Михайловой под эмоциональным насилием понимается любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности, возрастное развитие его эмоциональной жизни; а под психологическим насилием - совершение по отношению к ребенку деяния, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей .

Отечественные исследователи утверждают, что психологическое насилие

является более серьезной угрозой, чем любой другой тип ненадлежащего

отношения. Однако, отметить необходимо и тот факт, что родительское

отвержение по своей сути приводит к дефициту самоуважения и уверенности в

себе у подростков, а также чрезмерной агрессивности и эмоциональной

нестабильности. Последствиями психологического насилия (словесная грубость

родителей: обзывания, негативное сравнение подростков со сверстниками и т.

д.) часто являются физическая агрессия со стороны подростков,

делинквентность, проблемы межличностных отношений. Вербальная агрессия тесно связана с психосоциальными проблемами, поскольку такие особенности подростков мешают их социальной адаптации, вызывают неприятие и отвержение со стороны сверстников и взрослых. Российские ученые указывают на то, что основными последствиями психического насилия чаще всего является заниженная самооценка жертвы, крайне искаженная Я-концепция. Могут возникнуть интеллектуальные дисфункции - негибкость, некритичность, узость мышления, низкая концентрация внимания, плохая память. Следствием психологического насилия становится межличностная дезадаптация и дезориентация. Подросток испытывает хроническое чувство вины, частые депрессии, неспособность переживать положительные эмоции. Для него характерна гиперсензитивность, высокая тревожность. Такие подростки беспомощны, безынициативны, неспособны к самостоятельным решениям и ответственным действиям. Т.М. Журавлева пишет: «Психологическое насилие, значение которого недооценивалось в течение долгого времени, является наиболее деструктивной формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития. Не случайно психологи называют его душегубством» .

В последние годы в нашей стране намечается поворот от замалчивания к наблюдению и изучению фактов насилия в семье. Так, российскими учеными (С.В. Ильиной, А.Д. Кошелевой, О.С. Лобза, Е.Т. Соколовой и др.) выявлены «сензитивные к насилию» периоды развития подростка, когда анатомофизиологические, гормональные, эмоционально-личностные и психосоциальные изменения делают его легко травмируемым. Подростковый период является опасным в отношении, как сексуального насилия, так и жестокого обращения с подростком, телесных наказаний, и психологического насилия. Изменившийся телесный облик и поведение подростка становятся провокативными не только для потенциального насильника, но и вызывают у родителей стремление немедленно исправить непослушное чадо, актуализируя те или иные воспитательные установки. В настоящее время представители

различных теоретических ориентаций сходятся в признании патогенного

влияния физического и психологического насилия, в качестве которых указываются и сексуальные домогательства, и телесные наказания, и неадекватные родительские установки (манипуляторство) на личность и психику подростка.

Большинство исследователей сходятся на том, что результатами пережитого в детстве насилия (так называемые «оставленные эффекты травмы») являются нарушения Я-Концепции - чувство вины, депрессия, трудности в межличностных отношениях, сексуальные дисфункции, низкий уровень самооценки, склонность к самодеструктивному поведению, а также регресс в поведении.

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Проще говоря, патогенное влияние различных типов насилия на личность и психику подростка не оставляет сомнений. А так как первичным институтом социализации является семья, то именно она была, есть, и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни. По мнению психологов, детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Особо подчеркиваем, что эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому.

Как одни из самых негативных последствий насилия являются проявления девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения: зависимость, суицидальные попытки, агрессивность и др.

Таким образом, рассмотрев проблему насилия в семье, его виды и

последствия, а также влияние этих последствий на социализацию личности

подростка, мы приходим к выводу, что любая ситуация насилия над подростком носит полифакторный характер и переживается в дальнейшем как психологическая травма. На это влияют индивидуальные особенности подростка, условия, в которых протекает его развитие, характер негативных воздействий и другие факторы. Дальнейшие исследования и изучение последствий различных видов насилия у подростков, соотношение насилия и этапов личностного развития индивида, поможет специалистам в решении проблемы оказания полноценной помощи подросткам - жертвам насилия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Социс. 2003. №4. С. 78.

2. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого

обращения и их родителям / Под редакцией Т.Я.Сафоновой, Е.И. Цымбала. М., 2001. С. 36.

3. Журавлёва Т.М., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Помощь детям - жертвам насилия. М.: Генезис, 2006.

4. Защита детей от насилия и жестокого обращения. Рабочая книга / Под ред.

Е.Н. Волковой. Нижний Новгород, 2004.

5. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003. С. 34.

6. Ильяшенко А.И. Основные черты насильственной преступности в семье /

Социс. 2003. № 4. С. 90.

7. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов

между родителем и ребёнком и формирование аномалий личности. // Семья и формирование личности / Под ред. В.В. Столина. М., МГУ, 1981. С. 15-21.

Воспитывая детей, нужно помнить, что они нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и наставлении со стороны родителей. Родители, использующие часто физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны отпрысков. В отсутствии родителей, подростки поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуется.

1. Вы можете изменить ситуацию так, чтобы подростку незачем было вести себя неправильно.

Пример: подросток постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.

Предложение:

Не дожидайтесь, пока подросток станет демонстрировать свое неудовольствие и конфликтовать. Придя с работы, сразу уделите внимание подростку, хотя бы 15 минут, поговорите с ним, поинтересуйтесь как у него дела? Используйте любую возможность, чтобы выразить ему свои теплые чувства (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто обнимите).

2. Не предъявляйте к подростку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.

3. Если он обманывает, разберитесь в причинах лжи подростка. Важно понять, что ребенок не родился лгуном, у него должна быть причина для этого: желание избежать наказания, страх перед отвержением. Убедите подростка, «что лучше горькая, правда, чем сладкая ложь»

4. Учитесь владеть своими чувствами.

Старайтесь сдерживать свои эмоции и физическую силу. Используйте те приемы релаксации, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до 10, расслабление мышц.

5. Если подростка часто наказывать, то он может привыкнуть реагировать только на физическое наказание.

Кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще возможно не использовали:

Как установить контакт с подростком, чтобы предотвратить жестокое обращение с ним.

Необходимо помнить, что лучше предотвратить, чем потом исправлять. Родители смогут сделать многое для того, чтобы насторожить детей, предупредить их об опасности жестокого обращения с ними и научить избегать его.

Для этого необходимо, чтобы между вами и детьми существовали доверительные, открытые отношения. В их установлении большую роль сыграют ваши разговоры о ваших личных проблемах по «Телефону доверия» для детей и подростков. Разговор с ребенком о жестоком обращении, особенно о сексуальном насилии, может быть трудным и потребует времени. Но если это защитит вашего ребенка, дело этого стоит. Что именно вы скажете ребенку, зависит от его возраста, но даже самые маленькие смогут понять такие правила, как «не разговаривай с незнакомыми людьми», «не уходи с незнакомыми людьми», «не соглашайся делать то, что тебе неприятно». Убедите ребенка, что его тело принадлежит только ему и он вправе сказать «нет» любому, кто хочет до него дотронуться. Объясните ребенку, что взрослые могут угрожать ему или его родителям, чтобы заставить его соблюсти тайну. Ваш ребенок должен понять, что есть «нехорошие» тайны, которые нельзя соблюдать.

Вы можете составить свод правил, которые могут защитить ребенка.

1. Вы всегда будете верить и помогать ребенку. Он не должен сомневаться в том, что вам можно сказать все.

2. Если детей не сопровождает взрослый, лучше, если они везде, где возможно будут ходить парами или группами. Детям следует идти домой всегда одной и той же дорогой.

3. Нельзя разрешать маленькому ребенку находиться в общественных местах одному (например, в туалете).

4. Необходимо удостовериться в том, что няне или другому воспитателю можно доверять.

5. Если ребенку что – то угрожает, он вправе делать все, что угодно: убежать, визжать, кричать, лягаться, драться кулаками, лгать. Важна лишь безопасность ребенка.

6. Ребенок сам решает, кому он позволяет себя целовать и обнимать. Нельзя заставлять ребенка делать это против его воли, особенно, если он чувствует, что это неправильно.

7. Добейтесь того, чтобы ребенок твердо знал: если кто-то предлагает ему что-то неприятное, показывает порнографические картинки, фотографирует его обнаженным или делает подарки - об этом надо обязательно рассказать родителям. Убедите ребенка в том, что его не будут обвинять или ругать, что бы ни делал с ним взрослый.

8. Дети должны точно сообщать вам, с кем они уходят,

куда идут и когда вернутся.

Как предотвратить насилие над ребенком в детском саду, в школе или в детском лагере?

1. Отдавая ребенка в какое-либо детское учреждение, убедитесь, что оно имеет хорошую репутацию, и каковы его традиции. Выясните, не было ли инцидентов в прошлом.

2. Узнайте как можно больше об учителях и воспитателях. Поговорите с родителями детей, посещавших это заведение. Узнайте, как в этом учреждении принимают учителей или воспитателей на работу, интересуются ли их прежней работой и рекомендациями.

3. Узнайте, допускаются ли родители к участию в делах детского учреждения, приветствуют ли это сотрудники. Открытость - важный признак. Убедитесь, что вы в любое время сможете увидеть своего ребенка.

4. Вы должны знать о любой отлучке детей. Никогда не давайте воспитателю права уводить ребенка на какие-нибудь мероприятия без вашего ведома.

5. Запретите давать о вашем ребенке любые сведения кому – либо без вашего разрешения.

6. Убедитесь, что в школе, детском саду или мини центре каждый день точно знают, кто будет забирать ребенка домой.

7. Если вы предполагаете, что в школе или в детском саду с ребенком жестоко обращаются, не обращайтесь туда с жалобами, а сообщите о своих подозрениях в полицию или социальные службы.

8. Поговорите с родителями других детей, чтобы выяснить, не замечали ли они что-либо необычное в поведении или здоровье своих детей.

9. Помните, что важно предпринять все возможное, чтобы защитить детей.

Психологическое сопровождение учащихся подросткового возраста

Проблема психологического насилия в подростковой среде

«Будущее зависит не от технического прогресса, нет, оно во многом зависит от людей, их взаимопонимания и желания пойти навстречу друг другу».

Карл Роджерс

В современном мире проблема личной безопасности стоит крайне остро в связи с ростом агрессивных тенденций в обществе. Теоретическое и практическое изучение проблемы психологического насилия в подростковой среде показало, что данная проблема редко обсуждается подростками между собой в неформальной обстановке, на уровне школы, и даже в СМИ.

Открытый тематический информационный обмен между подростками, принадлежащими к разным молодежным субкультурам, социальным слоям общества, представителями психологического конфликта – «обидчиками» и «жертвами», практически не осуществляется.

Разработаны тренинги цели и задачи, которых известны только взрослым людям - педагогам, психологам, родителям и др. Участвуя в этих мероприятиях, подростки по-прежнему остаются объектами манипуляций других людей, пусть даже заинтересованных в их благополучии. Возможно, этим объясняется отсутствие у большинства детей навыков осознанного, самостоятельного решения своих проблем.

На этапе теоретического и практического осмысления проблемы были выявлены следующие противоречия:

1)Между тем, что данная проблема является значимой для подростков и тем, что они отстранены от ее осознанного обсуждения и поиска решений.

2) Противоречие между тем, что значительную часть детей волнует проблема психологического насилия в подростковой среде, и тем, что они по разным причинам не имеют возможности открыто обсуждать ее в диалоге со сверстниками.

Необходимость разрешения названных противоречий, а также современные тенденции подростковой среды, связанные с эгоцентризмом, тотальной информатизацией общества, повышением уровня меркантильности современной молодежи актуализируют внедрение в учебный процесс целенаправленной работы с подростками их родителями и педагогами по обсуждению темы психологического насилия в подростковой среде.

Часто дело усугубляется тем, что страх показаться слабым не позволяет подросткам рассказать о возникшей ситуации психологу, родителям, классному руководителю и тем более самим же сверстникам.

Существует много объективных причин недоверия подростками своих проблем кому–либо.

Приведем примеры высказываний самих учащихся.

Почему я не обратился бы к учителям…

«Чаще всего учителя воспринимают класс целиком, а не в отдельности каждого, поэтому вряд ли кто–то из учителей сможет объективно оценить ситуацию»;

«Любой учитель на уроке думает, прежде всего, о своем предмете, как лучше раскрыть тему, как поставить оценки, как охватить всех учеников опросом, поэтому он не будет тратить время на выяснение кто из учеников прав, а кто виноват»;

«Если рассказать просто любому учителю о конфликте в классе наверняка он отправит тебя к классному руководителю, или посоветует обратиться к психологу»;

«Я никогда не расскажу о своих неприятных ситуациях учителям, которые нас обучают, так как это мое личное»;

«Я не буду обращаться к учителям по причине того, что ситуация будет рассматриваться не с моей точки зрения, а с педагогической, вдруг я окажусь в числе виновных».

Почему я не обратился бы к администрации учебного заведения

«Мне кажется, что у администрации есть другие более важные дела, чем решать межличностные конфликты»;

«Я не такой раскрепощенный, чтобы спокойно говорить о своих личных проблемах с директором школы»;

Почему я редко рассказываю о своих проблемах своим родителям..

«Мои родители слишком заняты, им не до меня»;

«Моих родителей интересует, прежде всего, моя успеваемость, а не мои взаимоотношения с одноклассниками»;

«Родители все равно не смогут ничем помочь, зачем их лишний раз расстраивать».

Я не всегда все могу рассказать сверстникам, скорее всего, что я вообще не буду делиться с ними своими проблемами…..

«Боюсь, вдруг меня не поймут», «Не хочу казаться слабым», «Нет доверия к одноклассникам», «Я вообще никому не доверяю, я такой сам по себе», «Надо учиться самому решать проблемные ситуации»;

«Для моих одноклассников главное – получить хорошие отметки, а что тебя волнует им не интересно»;

«Я могу рассказать о своем печальном опыте общения с агрессором только тому, кому доверяю, среди моих одноклассников таких нет»; «Я могу рассказать о своем конфликте, но мне надо быть уверенным в том, что меня не предадут» и т.д.

Я не всегда могу обратиться к психологу……

«Я боюсь вопросов, которые мне будет задавать психолог»;

«А вдруг психолог не правильно меня поймет»;

«Я бы обратилась к психологу, но не хочу, что бы кто-то об этом узнал, а то будут думать, что я псих»;

«Очень трудно обратиться к психологу первый раз, мучает вопрос «А что обо мне подумают?»;

«К психологу не хочу обращаться только по тому, что потом сам перестану решать свои проблемы, все время будет появляться желание рассказать кому-то, самое главное – буду надеяться, что кто-то за меня решит мои проблемы»

Как видно из высказываний учащихся дети остаются один на один со своей личной проблемной ситуацией или по причине недоверия к кому-либо, по причине страха, что информация выйдет за пределы (класса, образовательного учреждения), по причине неуверенности в себе, но чаще всего по причине предполагаемой оценки их личности.

Одной из причин закрытости многих подростков в ситуации психологического насилия (унижений, оскорблений, игнорирования как личности, превращения в «козла отпущения»), или просто межличностного конфликта, является ложное представление о свои собственных силах: «Сам справляюсь, не маленький!». В итоге, конфликтная ситуация, глубокие переживания, чувство обиды затягиваются на долгие месяцы, приводят к открытой конфронтации конфликтующих сторон, а не редко и смене учебного заведения.

Опыт практического психолога показывает, что, сталкиваясь с такой формой отношения к своей личности, как психологическое насилие подростки чаще всего испытывают:

Ухудшение самочувствия (физического и психологического)

Постоянную тревогу и раздражительность

Желание поскорее уйти домой и остаться одному

Неуверенность в себе

Полное бессилие

Сильное внутреннее напряжение, которое не дает спокойно учиться

Боль и страх

Ожидание, каких либо дальнейших действий, может быть даже физических

Сильную подавленность

Какую–то враждебность в себе (что тоже является страшным, так как подавленная агрессия в любой момент может вырваться наружу)

Последствиями насилия так же могут быть: нарушение сна, длительное сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению; чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение; угрозы и попытки самоубийства; неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; плохая успеваемость; низкая самооценка; нарушение аппетита и др

Особое неблагополучие в психологической сфере подростка является ощущение себя в фигуре изгоя, или аутсайдера. В большинстве случаев в роли отвергаемого оказывается человек, обладающий определенными особенностями, которые не находят одобрения у других членов группы. Однако, как показывает анализ практических наблюдений, такого рода особенности выступают не столько причиной, сколько поводом для отвержения. Подлинной причиной оказывается наличие «вакансий» изгоя в структуре группы. Если эта ниша кем – то занята, то другому - надо обладать сильно выраженными негативными особенностями, что бы заслужить отвержение. В своем составе группа может терпеть двух – трех изгоев. Как показывает практический анализ проблемы необходимость в группе таких членов, наделенных статусом изгоя, выступает своего рода козлом отпущения и необходима для самоутверждения остальных членов группы, для поддержания на достаточно высоком уровне их самооценки. Если эта ниша пустует, то члены группы оказываются лишены возможности выигрышного сравнения себя с кем – то менее достойным. Аутсайдер, обладающий выраженными негативными чертами, служит удобным оправданием для всех, кто так же не лишен этих черт. Своей явной или чаще всего искусственной акцентированной ущербностью он фокусирует на себе проекцию всего группового «негатива». С первых дней существования школьного класса детское сообщество стремится избрать в своем составе наиболее подходящие кандидатуры на ту или иную социальную роль и фактически насильно загоняет их в соответствующие ниши. На роль аутсайдеров сразу избираются дети с выраженными внешними, или другими недостатками. Первые же их промахи и неловкости ложатся на них несмываемым клеймом, с которым они обречены, жить долгие годы, выступая объектом насмешек и откровенной травли (холодное игнорирование как инструмент отвержения в детском сообществе). Ситуация отвержения выступает для ребенка источником психической травмы, а порой и провоцирует неадекватные формы компенсации.

Наиболее часто жертвами различного рода насилия, как со стороны взрослых, так и сверстников, становятся:

А.) Дети, воспитывающиеся в условиях жестких отношений в семье. Которые враждебно воспринимают мир и готовы быть жертвами насилия сильных и сами проявлять насилие к слабым.

Б.) Дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности, эмоционального отвержения. Дети, не получающие достаточного ухода, эмоционального тепла и часто имеющие отставание психофизического развития. Дети, имеющие психическую и физическую беспомощность, неразвитость эмоциональной сферы, неспособность оценить степень опасности и сопротивляться насилию, легко внушаемые.

В.) Дети, предоставленные улице.

Г.) Дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «Нет», с разрушенной внутренней границей, делающей их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные.

Д.) Дети, с психическими отклонениями неспособные адекватно оценить опасные ситуации.

Е.) Маленькие дети в силу их беспомощности.

Насилие – знак неравенства между людьми, властный компонент межличностных отношений. Притеснение, принуждение, злоупотребление властью часто неосознанно происходят в школьной среде, но это незаметное психологическое воздействие является причиной не только школьной дезадаптацией, но и уходом от контактов, самообвинением, отрицательным отношением к самому себе, аутоагрессии. Длительное эмоциональное напряжение порождает желание его ослабить, провоцирует поиск суррогатных выходов, уходов из среды, где ребенок подвергается насилию, в том числе психологическому.

По данным исследования (опроса большинства родителей и учеников школ города Казани) хорошая школа обладает признаками безопасности и заботой о детях и их здоровья. Отметим, что потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей сферы человека (А. Маслоу), без частичного удовлетворения которой невозможно достичь самореализации.

Исходя из полученных диагностических исследований, а так же теоретического анализа проблемы проектирование безопасной образовательной среды школы, прежде всего, должно исходить из принципа защиты личности каждого ученика через устранение насильственных действий между всеми участниками УВП.

Второй принципопара на духовно – нравственное воспитание.

Третий принцип – помощь со стороны взрослых людей с кем общается ребенок (подросток) в приобретении умений, дающих возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого и способствующее саморазвитию личности, исключающее психологическое насилие.

Четвертый принцип – в современной образовательной среде необходимо создать климат доверия, в основе которого положено безоценочное принятие любого ребенка, при котором образовательная среда выступает как эффективное межличностное взаимодействие, способствующее развитию психологически здоровой личности.

С целью определения личности подростка, способной стать жертвой психологического насилия можно использовать следующую методику.

Методика проведения тестирования «Признаки и социально – психологические особенности личности, способной стать жертвой насилия»

А.) Прочитайте внимательно перечень предложенных характеристик

Б.) Выберите из предложенного списка те утверждения, которые, по вашему мнению, являются наиболее характерными признаками и социально – психологические особенности личности, способной стать жертвой насилия.

    Постоянная неуверенность в себе (действиях, поступках и др.)

    Подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей, от которых зависит человек, безвольной податливостью их желаниям.

    Неспособность принимать решения без советов других людей.

    Готовность соглашаться с другими, из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы.

    Легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрению со стороны.

    Наличие комплексов «неполноценности».

    Несформированная в раннем детстве самостоятельность.

    Отсутствие инициативности, мобильности.

    Слабо развитые коммуникативные свойства личности.

    Избегание трудных ситуаций, требующих срочного принятия решений.

    Склонность личности к самопожертвованию.

    Низкая самооценка.

    Высокий уровень тревожности.

Тест 1.

Диагностическая плоскость №1.

Проблема насилия среди подростков. Гогицаева О.У., Гобаева И.А. ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», Владикавказ, Россия

Аннотация

Статья посвящена проблеме психологического насилия в подростковой среде, анализируется влияние возраста школьников на особенности проявления насилия в школе. Причины подростковой жестокости кроются в жизни всего нашего общества: «неблагополучные семьи»; окружение, в котором пребывает подросток; общение в школе; большой объем негативного материала в средствах массовой информации. Также к числу симптомов «приближения» подростка к агрессивному поведению относятся: курение, употребление спиртосодержащих и наркотических веществ; пропуски школьных занятий; вступление в неформальные субкультуры; импульсивность, раздражительность, конфликтность. Все это является основными причинами в формировании подростковой жестокости. К сожалению, сегодня психологическая жестокость является настолько распространенной, что можно с полной уверенностью утверждать: ни один человек не вырастает без того, чтобы не испытать на себе — прямо или косвенно — какое-то из ее проявлений. Отмечается необходимость профилактической работы по профилактике насилия в любых его проявлениях в каждом образовательном учреждении.

Ключевые слова: подростковая среда, психологическое насилие.

Современная образовательная среда становиться все менее безопасной для ребенка. Это проявляется в снижении показателей обученности и воспитанности, нарастающей напряженности психологического климата в ученических коллективах, расширяющемся диапазоне конфликтов. Практически в каждом классе, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых, имеются дети, которые являются мишенью, т.е. «козлами отпущения» для окружающих . Их постоянно дразнят, унижают или бьют, издеваются, высмеивают их же одноклассники. Складывающаяся ситуация актуализирует проблему обеспечения психического здоровья всех участников образовательного процесса и требует активизации комплексного исследования насилия в школе.

Целью нашего исследования является изучение особенностей насилия у школьников средних и старших классов.

Предметом исследования выступают особенности психологического насилия у школьников средних старших классов: представление о том, кто является объектом психологического насилия, отношение к насилию, состояние субъекта психологического насилия.

Методы исследования: разработанная нами анкета на выявления особенностей психологического насилия в классе . В качестве эмпирического объекта исследования выступили учащиеся пятых и одиннадцатых классов общеобразовательной школы г. Владикавказ, в количестве 120 человек.

Платоновой Н.М. и Платоновым Ю.П. выделены типы психологического насилия :

  • Игнорирование нужд одного или нескольких одноклассников — игнорирование их потребности в безопасности, поддержке, одобрении, общении;
  • Отвержение — публичное унижение сверстника, предъявление чрезмерных, не адекватных требований, публичная негативная демонстрация отдельных поступков и качеств ребенка, постоянное аппелирование к чувству вины, стыда, жесткая критика;
  • Угрозы и терроризирование — унижение достоинства, угрозы наказанием, побои, угрозы насилием, оскорбление, использование ненормативной лексики в адрес соученика;
  • Изолирование — ограничение социальных контактов ученика со сверстниками или другими значимыми лицами, принудительное территориальное ограничение;
  • Развращение — создание мотиваций асоциального поведения, на воровство, проституцию, употребление алкоголя и наркотиков.

Все перечисленные формы психологического давления в том или ином варианте имеют место в каждой школе, все чаще переходя в физический травматизм .

В результате проведенного исследования были получены следующие данные: в 5-х классах психологическому насилию подвергаются в основном глупые и необщительные школьники, ябедники, а в 11-х классах — неудачники, доверчивые люди, не умеющие постоять за себя, не имеющие своей точки зрения, изгои (со странностями). Кроме того, насилию подвергаются как мальчики, так и девочки. В 11-х классах почти в полтора раза меньше школьников, которые подвергаются насилию. Причем, мальчики 5-х классов подвергаются психологическому насилию в 4 раза чаще, чем в 11-х классах. Безразличные и нейтральные чувства по отношению к объекту насилия испытывает большинство школьников 5-х классов. Большая часть школьников 11-х классов, подвергая насилию своих одноклассников, испытывает удовлетворение, удовольствие и радость.

Полученные данные могут говорить о том, что возраст школьников влияет на особенности проявления насилия в школе . По нашему мнению, безразличное отношение школьников 5-х классов к проявлению психологического насилия к сверстникам (при безразличном отношении к этому явлению всех участвующих в воспитании и образовании взрослых), может быть основой для получения удовольствия и удовлетворения в процессе насилия у школьников 11-х классов.

Наше исследование показало:

  1. Чаще всего в школах встречается эмоциональное и физическое насилие. Учащиеся отметили следующие виды эмоционального насилия, встречающиеся в образовательной среде:
  • насмешки (38,4 %);
  • отказ от общения (18,7 %);
  • угрозы (33,4 %);
  • систематическая необоснованная критика (46,9 %) и др.
  1. Психологическое насилие проявляется как в 5-х, так и в 11-х классах.
  2. Психологическое насилие не имеет гендерного аспекта: психологическому насилию подвергаются, как мальчики, так и девочки.
  3. Большинство школьников 11-х классов осознанно подвергают одноклассников психологическому насилию: пытаются унизить, оскорбить одноклассников.
  4. Преобладающее большинство школьников 5-х классов не осознает свои действия и поступки, как действия, унижающие другого человека, проявляя при этом безразличное нейтральное отношение. Большая же часть школьников 11-х классов осознанно подвергает насилию своих одноклассников, при этом испытывает удовлетворение, удовольствие.

Как видим потребность в формировании «Новой школы» безопасной и свободной от насилия назрела в обществе. Но достижение этой цели — задача будущего. На сегодняшний день теоретические представления о психологическом насилии развиты недостаточно, крайне мало накоплено и эмпирических данных по насилию в образовательной среде. Нечеткость категориальных оснований и эмпирического опыта затрудняет поиск эффективных как превентивных мер, так и путей коррекции проблемной ситуации, сложившейся в системе школьного образования .

Посильный вклад в профилактику насилия в образовательной среде может внести каждый участник образовательного пространства и, в первую очередь, это касается психологов, педагогов, социальных работников. Необходимо в каждом образовательном учреждении, начиная уже с первого дня начала учебного года, вести работу по профилактике насилия в любых его проявлениях.

Ссылки на источники
  1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.14 , 2002.
  2. Гогицаева О.У. Динамика межличностных отношений подростков//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 38-41.
  3. Гогицаева О.У. Инновационные технологии в системе образования//В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты//Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2015. С. 177-181. 0
  4. Гогицаева О.У. Педагогика индивидуальной работы//Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 7 (19). С. 20.
  5. Гуриева С.Д. Влияние этнического фактора на динамику межгрупповых отношений//Сибирский психологический журнал. 2009. № 32. С. 89-94.
  6. Гуриева С.Д. Межэтнические отношения: этнический фактор в межгрупповых отношениях//Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2008. Т. 5. № 4. С. 79-83.
  7. Гуриева С.Д. Проблемы межэтнических отношений в молодежной среде//Казанский педагогический журнал. 2008. № 10. С. 88-96.
  8. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. — СПб., 2003.
  9. Малиева З.К. Роль современных образовательных технологий в решении проблемы морального отчуждения личности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 769.
  10. Платонова Н.М., Платонов Ю.П. (ред.) Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.- 154 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сыктывкарский государственный университет

насилие подростковая среда семья

Насилие в подростковой среде

Е.И. Вахнина

Масштабы и темпы распространения насилия среди подростков в стране таковы, что ставят под вопрос психологическое и моральное здоровье молодого поколения и будущее значительной его части. По расчетам компетентных организаций, в России ежегодно несколько миллионов детей подвергается домашнему насилию; около 60 тыс. подвергается сексуальному насилию; 50 тыс. подростков сбегают из дома; 2 тыс. кончают жизнь самоубийством, неопределенное число погибает; в стране около 1,5 млн. беспризорников, которые вовлечены в сферу сексуальной эксплуатации и никак не могут считаться психически адекватными и физически здоровыми. В России около полумиллиона сирот, из них 95% - это сироты при живых родителях Остановим насилие: Опыт работы Иркутского кризисного центра / Под ред. И.Я. Шевцовой. Иркутск: ИрГТу, 2006. 378с. . Данная тема является актуальной, но недостаточно изучена в социальном аспекте.

Над проблемой насилия в подростковой среде работали многочисленные исследователи и психологи. Данные исследований Н.А. Двойменного и В.А. Лелекова свидетельствуют о преобладании "силовых" методов в воспитании детей, совершивших преступленияДвойменный Н.А., Лелеков В.А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних // Социс. 1993. №10.С. 13-14. . Тем самым они прослеживают тесную взаимосвязь семейного насилия с противоправным поведением подростков, а также связь между поведением взрослого человека в браке и тем, как с ним обращались в детстве. С.А. Беличева считает, что авторитарность, жестокость и чрезмерное "доминирование" матери депривирует психическое развитие детей и может привести детей к жестоким тяжким преступлениям.И. Кленицкая доказала, что ребенок, которого наказывали в детстве физически, утрачивает даже саму способность радоваться жизни, он почти совсем лишается жизненного оптимизмаКленицкая И. Как мы теряем своих детей // Первое сентября. 1997. №88.С. 8-9. . Ю.И. Фролов также отмечает, что дети, подвергшиеся жестокому обращению родителей, редко относятся с доверием к людям, с трудом поддерживают устойчивые эмоциональные отношения с нимиФролов И.Ю. Психология подростка. М., 2007.С. 560. . Исследователи выделяют такие формы проявления насилия, как физическое, эмоциональное, сексуальное и психологическое насилие. Насилие выступает одной из форм проявления агрессии. Наиболее привычными выражениями агрессивного поведения подростков считаются: злословие, повышение тона и громкости голоса, принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары), применение оружия. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда и самоубийстве. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома - со стороны подростков-родственников, в школе - со стороны сверстников, на улице - со стороны других подростков.

Для изучения распространенности проявления насилия среди подростков было проведено экспериментальное исследование по "Методике экспресс - диагностики поведенческого стиля в конфликтной ситуации" Н.П. Фетискина среди учащихся 6-7 классов средней общеобразовательной школы г. Сыктывкара. В результате проведенного исследования и анализа полученных данных можно утверждать, что в обоих классах решение конфликтов с помощью драк и угроз распространено среди подростков. Меньше всего дети идут на компромисс и пытаются понять причины конфликта. И в большей степени подростки готовы совершить насилие по отношению к своим сверстникам, чтобы доказать свою правоту в конфликте. Для изучения связи между неблагополучными взаимоотношениями в семье и агрессивным поведением ребенка проведено экспериментальное исследование выраженности агрессивности у подростков (методика Басса-Дарки) и особенностей межличностных отношений в семье (методика "Шкала семейной адаптации и сплоченности FACES - 3). В исследовании приняли участие 79 учащихся шестых классов средней школы г. Сыктывкара и их родители (79 человек), пришедшие на собрание. Результаты исследования показали, что уровень враждебности достаточно высокий во всех классах, проявляется в зависти и ненависти к окружающим, в недоверии и осторожности подростков по отношению к другим людям. Большинство (22%) подростков живут в семьях, где проявляются крайние, проблематичные уровни семейной сплоченности и семейной адаптации, ведущие к нарушениям функционирования семейной системы. В этих семьях взаимоотношения между родителями и детьми недостаточно хорошие и налаженные, эмоциональные связи между членами семьи непрочные, психологическая атмосфера в семье неустойчивая, отрицательная.

Таким образом, насильственное поведение подростков напрямую связано с межличностными взаимоотношениями в их семьях. На примере взаимоотношений между членами семьи они учатся взаимодействовать с другими людьми, обучаются поведению и нормам отношений, которые сохранятся в подростковом периоде и в зрелые годы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические основы агрессивного поведения подростков, вызванного влиянием СМИ. Педагогическое и психологическое исследование по разработке и апробации работы социального педагога по профилактике и предупреждению агрессивного поведения среди подростков.

    дипломная работа , добавлен 08.08.2010

    Анализ возникновения и особенности проявления агрессивного поведения, специфика подростковой агрессивности. Особенности психического развития подростков, пребывающих в доме ребенка. Анализ агрессивного поведения и структуры жизнестойкости подростков.

    дипломная работа , добавлен 20.05.2013

    Изучение социально-психологического аспекта проявлений агрессивного поведения. Характеристика типов девиантного поведения и причин их возникновения. Анализ условий и факторов, детерминирующих агрессию у подростков, занимающихся творческой деятельностью.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2011

    Социально-психологические условия реабилитации подростков с отклоняющимся поведением. Особенности подростковой агрессии. Специфика групповых условий реабилитации подростков. Исследование стилей родительского отношения и агрессивности подростков.

    дипломная работа , добавлен 29.01.2014

    Теоретические аспекты изучения особенностей агрессивного поведения подростков в отечественной и зарубежной психологии. Определение и сущность агрессивного поведения. Становление и усвоение агрессивного поведения личностью. Анализ полученных результатов.

    курсовая работа , добавлен 01.08.2010

    Сущность девиантного поведения и актуальность данной проблемы в современном обществе, предпосылки его распространения. Причины и проявление девиантного поведения подростков. Личностные особенности подростков как основа профилактики данного поведения.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2013

    Выявление взаимосвязи отношений подростков с матерью и агрессивности в подростковом возрасте. Определение особенностей семейной ситуации, влияющие на формирование агрессивного поведения подростков. Пути профилактики агрессивного поведения подростков.

    дипломная работа , добавлен 07.08.2010

    Основные теоретические подходы к пониманию природы агрессивного поведения человека. Причины агрессии, её виды и механизмы действия. Источники подростковой агрессии. Исследование влияния демонстрации сцен насилия в СМИ на уровень агрессивности подростков.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2011

    Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения, причины и условия его формирования. Личностные особенности делинквентных подростков. Диагностика самооценки у подростков с делинквентным поведением и подростков, не склонных к нарушению закона.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2013

    Проблема агрессии в современном мире. Теоретические аспекты социально-психологической профилактики агрессивного поведения подростков. Анализ психологических особенностей подросткового возраста. Понятие, методы и формы коррекции агрессивного поведения.



Рассказать друзьям